Подготовительный период тренировки велосипедистов-шоссейников

С планом велотренировок ваши тренировки по велоспорту на шоссейном велосипеде больше не будут однообразными и скучными. В зависимости от маршрута и рельефа тренировка на велосипеде может стать как силовой, так и скоростной. В день отдыха можно прокатиться на велосипеде в умеренном темпе, однако, если вы намерены взбодрить свой организм придётся изрядно потрудиться. Я помогу вам разработать план тренировок на велосипеде под ваш график свободного времени с учётом личных физических качеств.

Перед тем как начать заниматься убедитесь, что ваши медицинские показатели соответствую допустимым нормам. Обязательно пройдите необходимое медицинское обследование и получите подтверждение от вашего лечащего врача. Помните, велоспорт — это серьёзная нагрузка на сердце, мышцы и суставы. Регулярно записывайте важную информацию в дневник велосипедиста . Основываясь на данных дневника велосипедиста, вы будете знать не только информацию о проведённых часах на велосипеде, накатанном километраже, но и получите возможность видеть спады и подъёмы ваших физических нагрузок.

Велоспорт становится популярным не только среди профессиональных спортсменов. Любители из простых «велопокатушек» на велосипеде в выходной день, переходят на уровень выше и выходят на старт велогонок. План велотренировок должен быть построен так, чтобы вы, пройдя весь цикл, смогли ощутить и увидеть то, как ваши физические показатели возросли.

Попробуйте тренироваться по программе тренировок на шоссейном велосипеде разработанного . В бесплатной версии вы получите пример велотренировок на 10 дней. Следуя заданиям, указанным в программе велотренировок, вы будете выполнять определённую работу во время вашей тренировки на велосипеде.

Когда вам понадобится программа тренировок для серьёзной подготовки по велоспорту, закажите специально разработанный план тренировок на велосипеде . Мы с вами вместе обсудим все детали ваших возможностей, и, основываясь на собранных данных, я подготовлю ваш индивидуальный план велотренировок.

Стоимость плана тренировок по велоспорту:


— Индивидуальная программа тренировок на велосипеде / три недели 90 евро
— Индивидуальная программа тренировок на велосипеде + советы по питанию / три недели 140 евро
— Индивидуальная тренировка с тренером по велоспорту 2-3 часа 100 евро

Зима в скоре подходит к концу, значит пора потихоньку наращивать базу. Как правильно спланировать базовую тренировку и зачем она нужна?

Что такое базовая тренировка?

Во время базовой тренировки ваш организм научится использовать кислород более эффективно. Обычно, базовая тренировка – это длительные поездки с ровным темпом. Умеренная интенсивность позволяет вашему телу совершить необходимые адаптации. Ранняя весна – это идеальное время для такой тренировки.

Если весной наработать хорошую базу, то в разгар сезона вы гораздо легче будете переносить тяжелые тренировки на пиковых мощностях. Усталость будет наступать позже, высокую мощность, а следовательно и скорость можно будет держать гораздо дольше.

Базовая тренировка велосипедиста – это затратная по времени часть тренировочного процесса, но обходного пути нет.

Медленно, но уверенно к победе

Как узнать что выбрали правильный темп для базовой тренировки?

Если во время поездки можете спокойно разговаривать, не задыхаясь, значит темп выбран правильно.

Более точным методом, будет использование датчика сердечного ритма или поверметра. Для тех кто использует датчик сердечного ритма базовой зоной будет 60-70 % от максимального значения. Если используете поверметр, то ориентируйтесь на 56-75% от функциональной пороговой мощности (FTP).

Поездки с такой интенсивностью учат ваше тело сжигать жиры вместо гликогена. Гликоген – это то, как наш организм откладывает углеводы, но его запасы ограничены и хватает их обычно на 30-90 минут интенсивных тренировок. Чтобы кататься по 5-6 часов, организм использует жиры, но для того чтобы их сжигать нужно какое-то количество углеводов – так что не забывайте есть во время базовой тренировки.

Когда растет интенсивность тренировки, сжигается больше гликогена и меньше жиров. Базовая тренировка делает этот процесс более эффективным. Чем выше интенсивность, при которой ваш организм использует жиры как источник энергии, тем больше гликогена останется в запасе для финальной атаки.

Физиологические адаптации

Базовая тренировка выполняется в аэробном темпе. Тело получает достаточное количество кислорода для интенсивности с которой вы едете.

В свою очередь, выработка молочной кислоты находится под контролем. Вопреки распространенному мнению, молочная кислота - это не что-то, что заставляет мышцы гореть во время интенсивной тренировки. Молочная кислота на самом деле является топливом, созданным в результате химической реакции в мышцах, при сжигании кислорода для производства энергии.

Внутри мышечных клеток находятся митохондрии – это так называемые электростанции вашего тела. Именно в митохондриях молочная кислота сжигается и вырабатывается энергия. Когда митохондрии в мышцах достигают предела в переработке молочной кислоты, оставшаяся молочная кислота попадает в кровоток.

При правильной базовой тренировке, уровень молочной кислоты в крови не повышается. Это означает, что митохондрии в мышцах способны обрабатывать всю произведенную молочную кислоту и не нужно пускать ее в кровоток. Катаясь с базовой интенсивностью, вы тренируете митохондрии перерабатывать молочную кислоту и стимулируете их становиться эффективнее при сжигании жира в качестве топлива.

Если вы тренируетесь слишком интенсивно, то учите свои митохондрии сжигать больше гликогена, чем жира.

Итак, как долго должна проходить эффективная базовая тренировка?

Базовая тренировка не обязательно должна быть длинной

Много людей думают, что базовая тренировка это не меньше четырех часов унылого катания, но это не совсем так. Да, профессионалы катаются и по 5-6 часов и проводят в седле до 30 часов в неделю.

Но для тех из нас кто не целиться на Тур де Франс, стоит сфокусироваться на качестве тренировки, а не её продолжительности.

Стабильность усилий и время езды в правильной зоне – это ключ к успеху. К примеру, двухчасовая поездка с каденсом 90-100 об/мин и 60-70% от максимальной ЧСС, это лучше чем трехчасовая поездка с большим усилием на подьемах и спуском с нулевым усилием.

Для тех у кого нет много времени на тренировку, можно ездить в верхнем пределе базовой зоны (65-70% от максимальной ЧСС/ 65-75% от FTP). Но помните, если дышать становиться тяжелее, значит – едете слишком быстро.

Во время базовой тренировки хорошо отрабатывать технику.

Базовая тренировка с высоким каденсом

В начале тренировки нужно ехать с каденсом 90-100 об/мин. Такое педалирование закрепит правильную технику в мышечной памяти и в конце тяжелой гонки эффективность педалирования будет оставаться прежней.

Мощность = крутящий момент х 2π* каденс. Простыми словами мощность – это как сильно вы давите на педали умноженное на то, как быстро вы их крутите. Если крутить педали быстрее, то крутящий момент будет ниже. Так, усилие сконцентрировано на аэробной системе (сердце и лёгкие), а не на мышечной силе. Мышечные адаптации происходят быстрее, чем аэробные, но и утрачиваются быстрее. Если поработать над базой сейчас и над мышечной силой позже, то к соревновательному сезону вы будете в топовой форме.

Базовые тренировки могут показаться монотонными и скучными. Можно добавить короткие 6-10 секундные спринты. Короткие спринты увеличивают выработку естественного гормона роста. Если на последнем часе тренировки сделать пять 6-секундных спринтов с 8-10 минутами для восстановления между ними, то тренировка не только станет менее скучной, но и восстановление после тренировки пройдет быстрее.

Во время базовой тренировки можно пообщаться с друзьями, насладиться видом и вспомнить для чего вы вообще начали заниматься велоспортом.

Базовая тренировка, как и любая другая тренировка, заключается в постепенном выходе за пределы того, на что способен ваш организм. Стремитесь увеличить недельную продолжительность на 10-15 процентов в течение двух-трех недель, а затем сделайте легкую неделю.

Если нет много времени для тренировок, то увеличивайте не время, а интенсивность. Начните с нижнего предела интенсивности и постепенно увеличивайте.

Для большинства спортсменов период наработки базы составит 12-16 недель. За этот период вы увидите рост средней скорости/мощности, а интенсивность останется прежней. Со временем, вы заметите, что чувствуете себя более комфортно на велосипеде и после тренировки возвращаетесь не таким уставшим.

К концу периода наработки базы вы должны комфортно проезжать то расстояние на которое нацелены в сезон. После наработки базы можно переходить к скоростным и другим специфическим навыкам для того соревнования к которому вы готовитесь.

Джон Хугес


Принципы тренировки для велосипедистов старших возрастов, использующих как образец программу тренировок, разработанную для мастера гонок Peter Lekisch при его тренировках (подготовке) к Гонке через Америку.

Перевод А.Ф.Тетерина, г. Екатеринбург

Предисловие

Статья на английском языке было взята с сайта Ultra Marathon Cycling Association, Inc., США: http://www.ultracycling.com/nutrition/nutrition_principles.html

Веломарафоны (от 200 до 1200 км и более) требуют от участников практически профессиональной подготовки, хотя бы, исходя из значительного времени, проводимого в седле велосипеда на тренировках и веломарафонах. А уж если Вы желаете ехать быстро, тогда тем более.

В силу вышесказанного и в связи с последним трагическим событием на Гонке через Америку, на которой 23 июня 2005 г. при столкновении с автомобилем погиб гонщик Bob Breedlove (один из лидеров возрастной категории старше 50 лет.) (более подробная информация по адресам: http://www.raceacrossamerica.org/files/newsarchive/062305.htm , а также http://veloroad.spb.ru/forum/viewtopic.php?t=2600), считаю своим долгом сделать ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Веломарафоны представляют потенциальную опасность для Вашей жизни и здоровья!!!

Статья будет полезна многим российским веломарафонцам, как ставящим себе большие цели и интересующимся методами их достижения, так и не преследующим больших целей.

Хотя, вне всяких сомнений, их передовой американский опыт следует основательно корректировать лично под себя и под наши современные реалии России.

Перевод потребовал литературной обработки. Основную суть и особенности изложения постарался сохранить, как в оригинале. Также сделал перевод длин дистанций из миль в более привычные для нас километры.

Об авторе статьи.

Джон Хугес - директор Ультрамарафонской велоассоциации, и тренер, имеющий сертификат USCF и NSCA. Он участвовал в Race Across America (RAAM) - Гонке через Америку, квалификационных гонках для RAAM, веломарафонах, а также в 12- и 24-часовых гонках. Он тренирует велосипедистов для 2 сотен миль (321,8 км) и для более длинных дистанций также хорошо, как для ультрагонок.

Адрес его электронной почты: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

«Когда я совершил мой первый трансконтинентальный велопробег в 1981, я финишировал через 12,5 дней, и я был румян и свеж! В мои 20 я был в хорошей форме. Поездка Питера - потрясающее достижение! » - сказал Lon Haldeman

В 2001 Peter Lekisch стал первыми 60 летней веломарафонцем, который в разряде соло закончил Гонку через Америку. Я имел удовольствие тренировать Peter. Есть много ультрамарафнцев в возрасте 50 и 60. Хотя наши цели более скромны чем у Peter, но мы можем многому научиться от его системы тренировок для RAAM.

Эффекты старения наших тел

Наши тела достигают пика развития, когда нам где-то 20, а затем начинают угасать (стареть). Хотя скорость угасания может быть меньше у (физически) активных людей, все равно мы медленно катимся вниз.

(Возрастные) Изменения включают в себя:

  1. Количество кислорода, которое сердце может передавать работающим мышцам – объем кислорода максимальный - ухудшается из-за уменьшения максимума частоты сердцебиений и уменьшения ударного объема, т.е. количество крови, которое насос-сердце выталкивает с каждым ударом.
  2. С возрастом мы теряем массу мышц. Быстро сокращающиеся волокна (наращиваемые на тяжелых тренировках подобно постепенному восхождению) теряются быстрее чем медленно сокращающиеся волокна, потому что мы редко используем их в ежедневных действиях. Мы также теряем эластичность мышцы и диапазон их движения. К счастью, способность остающихся мышц усваивать кислород и производить мощность (энергию) остаются неизмененными.
  3. Из-за уменьшения эластичности тканей в легких и увеличения сопротивления в дыхательных путях, максимальная емкость легких снижается с возрастом.
  4. Молочная кислота при анаэробной нагрузке (поездке) не распадается так же быстро у старших велосипедистов (как у молодых) и жесткие усилия (при нагрузках) труднее поддерживать.
  5. Старшие велосипедисты наименее терпимы к экстремальным условиям жары и потерям пота в горячих, сухих условиях.
  6. Старший велосипедист производит большее количество мочи в течение тренировки, что ведет к уменьшению объема крови и большему количеству времени вне велосипеда.
  7. Старение ослабляет иммунную систему, и старшие велосипедисты могут быть более восприимчивы к простудам и перетренировке.

Хотя некоторое угасание неизбежно, сравнительное изучение активных и неактивных людей подтверждает, что многое из возрастных замедлений (снижений) - результат индивидуальных решений. Приблизительно половина (50 %) выявленного угасания происходит из-за бездеятельности (физически неактивного образа жизни), а четверть (25 %) - результат уменьшения интенсивности тренировок. Таким образом, ключ к поддержанию жизненной энергии заключатся в том, что Вы должна ездить часто и интенсивно.

Например, одно исследование активных гонщиков показало, что время прохождения дистанции 40 км после возраста 35 лет увеличивается в среднем за каждый год только на 20 секунд. (Friel, J., «Cycling Past 50», Champaign, IL, 1998, pp. 4-17)

Тренировка стареющего тела

Я начал работать с Peter Lekisch как участником команды штата Аляска, состоящей из четырех атлетов старше 50, которые готовились к эстафете RAAM в 2000. Он был уже в очень хорошей форме. Он выиграл много национальных чемпионатов как XC лыжник и квалифицировался для соло RAAM на веломарафоне Midnight Sun 600 км. В 1999 он проехал веломарафон «Париж - Брест – Париж».

После комплектования команды RAAM в июне, 2000, Peter провел пару месяцев, ловя рыбу и катаясь на велосипеде для забавы, а затем начал тренироваться для соло RAAM в сентябре, 2000.

Принципы, которые мы применяли, были следующими:

Тренироваться последовательно

Когда Peter начал тренироваться для RAAM, он имел 40 недель, чтобы готовиться, в течение этого времени он проехал около 10 000 миль (16 090 км). Как отмечено выше, у зрелых людей компоненты подготовленности уменьшаются (снижаются) в течение периодов бездеятельности. Поэтому мы не можем позволять себе много времени для простоя. Мы должны быть активными в течение года.

Отдыхать часто

Согласно Friel «наиболее важные части проблемы тренировки для серьезного велосипедиста после 50 - отдых и восстановлени » (Friel p. 133). Получение адекватного отдыха - проблема для большинства ультра велосипедистов. Объем миль, которые мы едем, может отнимать очень много времени, и некоторые из нас тренируют наши разумы и тела, чтобы продолжать ехать без адекватного отдыха. Все же, в течение тренировок отдых жизненно необходим. Тело производит человеческий гормон роста (HGH) - необходимый для ремонта мышц и роста - только в течение сна. С возрастом производство HGH уменьшается. Велосипедисты, тренирующиеся серьезно, должны спать по крайней мере семь часов каждую ночь, и, возможно, добавлять короткий дневной сон, если ночной сон недостаточен.

Предоставление адекватного времени между напряженными поездками также важно. Если не имеется специфическая тренировочная цель (например, моделирование определенной поездки), позвольте от 48 до 72 часов для восстановления между напряженными поездками.

В течение Пиковой фазы своих тренировок Peter делал три жестких поездки в неделю:

  • от 12 до 24 часов езды на выносливость,
  • от 3 до 6 часов темповой езды (такой жесткий темп, какой он мог поддерживать без выхода за анаэробный порог),
  • от 1,5 до 2 часов интенсивной езды (разминка, анаэробная работа на холмах и заминка).

Другие четыре дня были активное восстановление или отдых.

Поскольку Пит уставал в его тренировках, каждая четвертая неделя было более легкая восстановительная неделя с уменьшением объема на 25 % от объема предшествующей недели. В течение 40 недель тренировок мы также включили полные однонедельные перерывы.

Тренироваться умеренно

В течение осени Peter начал тренироваться около 12 часов в неделю, в это время он свернул свою юридическую практику, ушел в отставку (на пенсию) , и переехал в Fredricksburg, штат Техас, в холмистую местность. Мы медленно увеличивали его тренировочный объем, пока он не достиг около 30 часов за неделю в мае. Тренировки по 30 часов в неделю не кажутся умеренными! Ключ к умеренности - не в низком общем объеме, а в умеренном увеличении (нагрузок).

В течение Базового периода, мы увеличили объем Питу только на 15 % в месяц, так чтобы он был способен адаптироваться. В течение фазы Строительства, когда он делал интервальные тренировки два раза в неделю, мы увеличивали объем только на 5 % в месяц, так чтобы он мог приспосабливаться к более высокой интенсивности.

Даже в Адскую Неделю, Peter не ехал каждый день сотню (100 миль – 160,9 км). Скорее, в течение этих восьми дней его программа была следующей:

  • одна поездка 150 миль (241,35 км),
  • три сотни (3 поездки на 100 миль, т.е. на 160,9 км),
  • одна темповая поездка на пять часов,
  • и три легкие поездки на 50 миль (80,45 км).

Тренироваться часто

Исследования показывают, что, если Вы уже имеете высоко аэробную готовность (тренированность) (как Pete), катаясь четыре дня в неделю, то достаточно поддерживать эту готовность; однако, если Вы попробуете совершенствоваться, катаясь пять - шесть дней в неделю, то это приведет к быстрейшему улучшению (прогрессу) (Friel, p. 34-35).

В случае Peter, в Базовом периоде он ездил пять дней в неделю:

  • длинная поездка - объем увеличивался медленно до 2 сотен (200 миль – 321,8 км) к середине февраля;
  • темповая поездка поездке от двух до четырех часов;
  • и три более короткие и легкие поездки.

Он также делал силовую тренировку три дня в неделю, брал уроки йоги два раза в неделю, растягивался и работал над своими основными мышцами четыре дня в неделю.

Работайте над Вашими пределами

Старшие атлеты обычно также очень заняты - мы не имеем времени, чтобы впустую тратить его на тренировках. Мы должны тратить наше ограниченное время, работая над нашими специфическими слабостями.

В команде RAAM Peter имел некоторые затруднения с длительными подъемами в Скалистых горах. Когда он переехал в Штат Техас, он купил барокамеру для того, чтобы он мог спать на уровне 9 000 футов (2743,2 м)! Результатом было медленное увеличение его гемоглобина. Затем в мае он провел 10 дней в Штате Колорадо, обучаясь преодолевать длинные подъемы.

Тренироваться специфически

Как отмечено выше, с возрастом и при неактивном образе жизни мы теряем массу мышц и гибкость. Основная программа тренировки Peter требовала 45 минут для тренировки силы три дня в неделю. Он обычно делал больше упражнений и комплексов, чем я просил, затрачивая от 60 до 90 минут в гимнастическом зале на каждый сеанс. Он также добросовестно качал свой брюшной пресс, спину и делал растягивающие упражнения.

Кататься интенсивно

Согласно Friel, единственная наиболее важная переменная - это, как интенсивно Вы катаетесь. Самые большие улучшения в аэробной мощности исходят из интенсивной езды (Friel, p. 35-36).

Peter тренировался четыре месяца в постепенном увеличении интенсивности. Начиная с февраля, мы добавили один день в неделю скоростной работы к тренировкам Peter. Так как Peter жил в холмистой местности, это было легко. Он разминался 30 минут, затем затрачивал 45 минут, увеличивая концентрацию лактата (молочной кислоты) около порога на подъемах и восстанавливаясь на спусках, а затем делал заминку, когда ехал домой. Через месяц он удвоил частоту таких тренировок, делая скоростную работу два раза в неделю. В третий месяц я увеличил интенсивность, прося его въезжать в подъемы выше его порога лактата. В четвертый месяц он урезал интенсивные тренировки до одной в неделю, поскольку мы прибавили поездки на 24 часа к его режиму (тренировок).

В марте Peter начал ездить контрольные тренировки (прикидки) на 16 миль (25,7 км) каждый месяц, чтобы определить его прогресс. К маю его скорость увеличилась от 21.5 до 23.1 миль в час (т.е. от 34,59 до 37,17 км в час), и его средний пульс увеличился с 132 до 140 ударов в минуту. Более высокий жизнеспособный пульс означает, что он мог производить большее количество энергии чем прежде на более низких частотах сердцебиений до достижения анаэробного порога.

Когда он начал обращать более пристальное внимание на свой монитор сердечных сокращений в интенсивные дни, Peter нашел раздражающим, что должен наблюдать монитор в течение его других поездок. Мы согласились с тем, что пока он оставался (ехал) на разговорной скорости (т.е. когда он мог разговаривать), ему не нужно было использовать свой монитор сердечных сокращений на длинных поездках.

Ешьте умеренно

Люди, которые ведут сидячий образ жизни, с возрастом обрастают жиром. Даже активные личности имеют тенденцию накапливать жир в теле. Так как максимальный объем кислорода - функция от веса тела, то максимальный объем кислорода также снижается. Peter был сознателен в течение этих лет, чтобы есть умеренно. Он весил 180 фунтов (81,6 кг), был очень худощавый и мускулистый, а также и превосходный альпинист.

Практические навыки

Так как мы старимся и происходят физиологические изменения, то нам необходимо ездить более интенсивно. Мои тренировочные записи для Peter, были заполнены напоминаниями, чтобы пить по крайней мере 24 унции (680,4 г) спортивных напитков каждый час при езде на велосипеде, есть по крайней мере 300 калорий (имеются в виду килокалории) каждый час, и практиковать минимум времени вне велосипеда в течение его длинных тренировочных поездок. Когда мы устаем, мы возвращаемся к привычкам. Поэтому в течение тренировочных поездок Peter формировал привычки, в которых он будет нуждаться в течение RAAM.

Начиная с его февральской двухсотки (200 миль – 321,8 км), после каждой из его длинных тренировочных поездок Peter и я дружески обсуждали все, что произошло и что он должен измениться для следующей длинной поездки. Каждая из этих поездок была экспериментом, чтобы учиться в максимально возможной степени перед основным событием.

Чтобы продолжать шлифовать свои навыки, Peter проехал три 24-часовые тренировочные поездки при подготовке к RAAM. Первые две поездки, 14 апреля и 12 мая, были в холмистой местности Штата Техас. Идеально первую поездку нужно было бы провести позже в апреле; однако жена Питера прибыла с визитом, и мы объявили неделю восстановления. Третья поездка, 29 мая, была в Штате Колорадо и Вайеминг, включая преодоление перевала на высоте 11,000 футов (3352,8 м).

Выйти на пик спортивной формы эффективно

Адекватный отдых важен в течение тренировок и становится критически важным до события (перед стартом), так, чтобы атлет прибыл на старт свежим и готовым ехать. Friel обращает внимания, что, как только райдер (ездок) достиг желательного уровня готовности, следует уменьшить недельный объем (в милях) и/или число поездок в неделю, что не приведет к потере спортивной формы. Но уменьшение в интенсивности - время, затраченное около порога лактата - приведет к уменьшению (ухудшению) в результате (Friel рр. 79-80).

Мы планировали для Peter выход на пик формы в течение 2,5 недель.

Каждая неделя включила:

  • сотню (100 миль – 160,9 км),
  • темповую поездку на два часа
  • и две короткие интенсивные тренировки.

Так как он натер седалище в своей последней поездке на 24 часа, то он выбрал - и правильно сделал - минимальные поездки, что позволило его ягодицам заживать.

Управляйте стрессами

Перетренировка - результат общего количества, стрессов, которым подвергается велосипедист: потребности семьи, давления работы и надежды карьеры. Серьезные тренировки - только финальный компонент, который может вызвать перегрузку и полный упадок сил.

Peter был удачлив: он смог уйти в отставку (на пенсию) и посвящать большинство своего времени и энергии подготовке к RAAM « точно так же, как будто это была моя работа ». Если мы хотим тренироваться эффективно для ультра событий, мы должны управлять всеми аспектами наших жизней, которые могут потенциально составлять в целом неблагоприятную перегрузку.

После окончания RAAM Peter сказал: « График тренировок давал мне фокус (сосредоточение, концентрацию) в течение периода, недели и дня. Я любил отмечать завершение ежедневной тренировки и сообщать Вам в конце недели. Чтобы подготовиться к RAAM, Вы должны быть сосредоточены ».

«Во-вторых, график (тренировок) создал мою веру. Я знал, что я становился более сильным по результатам тестов (прикидок). Я знал также, что я хорошо справлялся с продолжительными и длинными поездками все лучше и лучше. В конце этих 40 недель я полагал, что сотня (100 миль – 160,9 км) – это довольно легкая поездка на шесть часов (средняя скорость 26,82 км/час).»

«Тренировки помогли осознать и дали мне то, в чем я нуждался, но возраст был большим фактором. Каждый деградирует в RAAM; я деградировал быстрее.»

Большинство из нас желают, чтобы к возрасту в 60 мы деградировали бы так же мало, как Peter!

Макроцикл Peter Lekisch

Подготовка: 11 сентября - 19 ноября (10 недель)

Цель состояла в том, чтобы готовить тело, чтобы тренироваться, формируя аэробную выносливость и специальную выносливость мышц. В течение этой фазы он катался три или четыре дня в неделю, поднимал веса (штангу, гири, тренажеры и т.п.) три дня в неделю (большой объем, низкое противодействие), и растягивался четыре дня в неделю. Его первичная цель состояла в том, чтобы проехать 1500 миль (чуть больше 2400 км) (включая мили на тренажере). Он тренировался в среднем 12 часов в неделю первый месяц, а затем 15 часов в неделю после того, как он ушел в отставку (на пенсию).

Перерыв: 20 ноября - 26 (1 неделя)

Свободное время перед тренировками Базового периода установили так, чтобы оно совпало с его переездом в Штат Техас

Базовые тренировки: 27 ноября - 18 февраля (12 недель)

Цель состояла в том, чтобы увеличить аэробную способность (мощность), эффективность (КПД) сжигания жира, циклическую выносливость, размер мышц и их силу. Peter ездил четыре или пять дней в неделю, поднимал тяжести три дня в неделю (умеренный объем и более высокое сопротивление), и растягивался четыре дня в неделю. Его цели состояли в том, чтобы проехать в общем количестве 3300 миль (5310 км) и закончить двухсотку (200 миль – 321,8 км) к концу Базового периода тренировок. Он тренировался в среднем 18 часов в неделю в течение первых четырех недель, 21 час в неделю следующие четыре недели и 24 часа в неделю последние четыре недели.

Перерыв: 19 февраля - 25 (1 неделя)

Перерыв перед интенсивными тренировками.

Тренировки: февраль, 26 - 22 апреля (8 недель)

После формирования достаточной выносливости цель фазы Формирования состояла в том, чтобы увеличить анаэробный порог, эффективность сжигания гликогена, скорость и силу мышц. Peter ездил шесть или семь дней в неделю (включая два дня активного восстановления). Вместо силовой тренировки в гимнастическом зале он ехал темповую и интенсивную тренировки на холмах два или три дня в неделю, чтобы формировать велосипедную удельную мощность (вероятно, имеется в виду скоростная выносливость велосипедиста). Его цели состояли в том, чтобы проехать 3100 миль (чуть менее 5000 км), совершить поездку на 250 миль (402 км) и два поездки продолжительностью 24 часа. Он тренировался в среднем 25 часов в неделю в течение первых четырех недель и 26 часов в неделю в течение следующих четырех недель.

Перерыв: 23 апреля - 29 (1 неделя)

Перерыв перед Пиковыми тренировками.

Пиковые тренировки: 30 апреля - 27 мая (4 недели)

Цель Пиковой фазы состояла в том, чтобы в процессе тренировок объединить его базу выносливости и скорость на относительно коротких отрезках в быстроту на дистанции, чтобы на пике формы подойти к RAAM. Peter продолжал ездить шесть или семь дней в неделю, поездки значительно варьировались по расстоянию и интенсивности. Его цели состояли в том, чтобы проехать 1900 миль (3057 км) и закончить третьей поездкой на 24 часа. Он тренировался в среднем около 31 часа в неделю.

Пик формы: 28 мая - 16 июня (2.5 недели)

Цель: сохраните физическую и психологическую энергию для гонки.

George Stransky и Jay Caldwell в книге «Команда Штата Аляска» рассказывают о том, как Команда Штата Аляска участвовала в RAAM 2000.

Материал подготовлен на основании статьи эксперта интернет-портала BikeRadar (БайкРадар) Эйнсли МакЭран (Ainslie MacEachran).

Во время холодного, снежного или дождливого межсезонья у нас остаётся всё меньше возможностей для катания, но это не означает, что нужно полностью перестать следить за своей формой. Никто не призывает проводить дни и ночи в тренажёрном зале, но даже умеренные регулярные тренировки помогут начать новый велосипедный сезон в отличной форме и не вводить организм в стресс первыми весенними выездами.

Ниже я приведу несколько рекомендаций, следования которым поможет вам начать следующий велосипедный (или просто спортивный) сезон более здоровыми и сильными. Не стоит также забывать о том, что хорошая физическая подготовка - это один из лучших способов избежать необязательных спортивных травм.

1. Начинайте неспеша

Дайте мышцам спокойно адаптироваться к новым нагрузкам. Если вы работаете с гантелями, гирями или утяжелителями, то выбирайте для начала небольшой вес и не увеличивайте его слишком быстро. Если вы уже в течение длительного времени не подвергали организм физическим нагрузкам, то ему придётся не только набирать необходимый объём мышечной ткани, но и формировать для неё новые нейронные связи. На начальном этапе тренировок к нагрузкам также привыкают наши связки и сухожилия, что позволяет избежать проблем при переходе к более интенсивным тренировкам.

2. Силовые тренировки необходимо комбинировать с работой на велотренажёре

Это поможет вам добиться необходимой интенсивности проработки всех ключевых групп мышц. Интенсивность в свою очередь является одни из ключевых показателей хорошей и эффективной тренировки. Если ваши силовые и велосипедные занятия не носят систематический характер, то добиться каких-либо заметных результатов будет едва ли возможно.

3. Не увлекайтесь наращиванием мышц

Эффективный и распланированный тренировочный процесс должен быть ещё и многогранным. Недостаточно просто стать сильнее. Эта сила должна находить своё отражение в катании: вы можете работать над выносливостью для преодоления длинных маршрутов и трасс, либо над возможностью выдавать резкие взрывные ускорения, что сделает вас опасным соперником в гонке. Простой пример: можно качать мышцы ног до тех пор, пока вы не сможете удержать на них микроавтобус Volkswagen . Это будет круто, но не сделает вас лучшим велосипедистом.

4. Составьте программу тренировок в соответствии с целями на следующий сезон

Подумайте, как цели стоят перед вами в следующем спортивном сезоне, и какие мышцы, а также их особенности (способность переносить длительные, либо многократные взрывные нагрузки) понадобятся для их успешного достижения. Сбалансированная программа силовых тренировок позволит вам наилучшим образом проработать все важные группы мышц, особенно в сочетании с активным использованием велотренажёра, либо катании в межсезонье. Длительность тренировок также важно подобрать таким образом, чтобы хорошо прогреть и проработать мышцы, так это позволит быстрее добиться желаемого результата.

Ниже приводится информация о группах мышц, надо которыми следует начать работу в первую очередь и соответствующие комплексы упражнений.

Мышцы пресса - упражнения с использованием , применения статистических нагрузок (удержание тела в одном положении);

Квадрицепс - приседания, растяжка;

Укрепление подколенных сухожилий - , сгибание ног в тренажёре лёжа, мост с использованием физио-мяча

Икроножные мышцы - подъём на носки в сидячем или стоячем положении

Подъём на носки, как и многие другие упражнения, вы сможете практиковать практически в любом месте даже вне тренажёрного зала.

Как мы уже отмечали выше, не стоит слишком усердствовать с тренировками. Дайте своему организму минимум 24 часа на восстановление между тренировочными сессиями. Некоторые спортсмены даже предпочитают разделять тренировки по дням: сегодня - верхняя часть тела и пресс, а на следующий день - ноги. Тут вам, возможно, лучше попросить совета в индивидуальном планировании нагрузок у профессионального тренера.

При этом не стоит думать, что велосипедисту не очень важна мускулатура плечевого пояса и рук. Тренировки верхней части тела помогут вам прийти в оптимальную форму, а увеличившаяся мускулатура будет служить надёжным хранилищем гликогена, который наш организм перерабатывает в энергию. Однако, важно не переусердствовать, так как большая и тяжёлая мускулатура будет очень мешать вам на длинных дистанциях и в затяжных подъёмах. Поэтому основной задачей тренировок верхней части тела для велосипедиста является не столько наращивание мышечной массы, сколько приведение её в хороший тонус.

Велосипед – вещь во всех отношениях полезная. Это не только транспортное средство, но и мощный тренажёр, к тому же перемещающийся в пространстве. Спокойные велопрогулки, езда со средней или усиленной нагрузкой, спринт укрепляют общие защитные свойства организма, повышают физическую выносливость, нормализуют работу сердечно-сосудистой системы, развивают основные группы мышц. Именно поэтому тренировки на велосипеде с каждым годом завоёвывают всё большую популярность во многих уголках нашей планеты.

Действительно, велосипедные нагрузки имеют ряд неоспоримых преимуществ перед другими видами спорта:

  • за час езды на велосипеде сжигается до 400 кКал – это самый энергозатратный вид аэробной нагрузки, помогающий за короткий срок сбросить лишние килограммы;
  • велотренировки позволяют как начинающим спортсменам, так и профессионалам самостоятельно регулировать физические нагрузки, просто переключая скорости велосипеда;
  • во время велопрогулок развиваются и крепнут основные мышцы ног и корпуса (квадрицепсы бёдер, икроножные, ягодичные мышцы, мышцы пресса, спины, руки и плечи);
  • одновременно с мускульными нагрузками осуществляется кардиотренировка: регулируется и нормализуется ритм сердечных сокращений, улучшается состояние сосудов;
  • на свежем воздухе вентилируются лёгкие, организм освобождается от токсинов;
  • при умеренных нагрузках приходит в равновесие нервная система, повышается работоспособность, обучаемость, концентрация внимания, исчезают головные боли и бессонницы;
  • тело в больших количествах получает необходимый для кожи и всего организма витамин D, которого мы бываем лишены в закрытых помещениях.

Наконец, велосипедные тренировки благодаря своему разнообразию морально переносятся легче, чем любые другие. Действительно, мы разнообразим не только группы мышц, интенсивность и длительность поездок, но и маршруты велопрогулок, собственные впечатления, ощущения.

Для того чтобы велосипедные тренировки проходили с максимальной пользой, рекомендуется учитывать несколько важных параметров, о которых пойдёт речь.

Как? Где? На чём?

Прежде чем решиться на первую велотренировку, стоит подумать, где покататься и какой велосипед для этого выбрать. Для новичков подойдёт обычный городской байк, но в профессиональном велоспорте нет конкурентов у шоссейников. Только учтите, что последние созданы для ровных асфальтированных дорог. Если вы собираетесь кататься не в парке, подумайте о «гибриде», подходящем для пересечённой местности.

Для проведения интенсивной велотренировки лучше выбирать утренние или вечерние часы, чтобы избежать перегрева. С хорошей экипировкой люди успешно тренируются не только в тёплое время, но даже зимой. Главное, помнить, что не стоит выбираться на велопрогулки при температуре воздуха ниже 8 градусов по Цельсию.

Необходимо запастись фитнес-трекером, который выдаст на дисплей время тренировки, число пройденных километров, а главное, частоту сердечных сокращений. Наденьте , а вот налокотники и наколенники необязательны для вас, но желательны для детей.

Чередование интенсивности

Наиболее благотворно влияет на организм чередование работы и отдыха. Этот закон распространяется и на велоспорт. При составлении графика тренировок нужно придерживаться принципа волнообразного нарастания и снижения их интенсивности. К примеру, если в понедельник вы проведёте за рулём 60 минут интенсивного катания, во вторник будет лучше уделить те же 60 минут расслабленной езде, восстанавливающей анаэробную базу, а в среду отдохнуть совсем или провести силовую тренировку. В четверг можно с новыми силами приняться за интенсивную езду, увеличив её продолжительность до 80 минут. В пятницу неплохо будет слегка снизить нагрузку, выбрав для катания умеренную ровную скорость, но пусть тренировка увеличится при этом до 90 минут. В субботу снова желательно взять паузу, а в воскресенье отправиться в длительную трёхчасовую поездку, чтобы потренировать выносливость (при этом интенсивность должна быть средней или низкой).

Спортсмены-профессионалы могут проехать в неделю от 500 до 800 км. Любителям, настроенным на хороший результат, достаточно 250-300 км.

Развитие выносливости

В среде велогонщиков, которые готовятся к длительным многодневным соревнованиям, отлично известно, что тренировки нужно начинать с езды на выносливость. Каждую неделю необходимо постепенно увеличивать время нахождения в седле. Чтобы быть в хорошей форме, лучше выбрать умеренный темп движения. Во время велопрогулки вы должны сохранять способность поддерживать непринуждённую беседу. Если вам это не удаётся, стоит выбрать другой ритм, соответствующий частоте ваших сердечных сокращений.

Выполнение упражнений

  • подъём-спуск по холмам 5 минут по 8 раз (поле десятиминутной разминки в течение 5 минут выполняется подъём, затем – спуск, заменяющий отдых);
  • интервалы на ровной поверхности 5 минут по 5 раз (на пределе возможностей до 90% максимальной частоты сердечных сокращений после разминки велосипедист работает около 5 минут, затем делает перерыв в 1,5 минуты, после чего повторяет цикл до 5 раз);
  • пороговая езда на 60 минут (после неспешной десятиминутной разминки велосипедист увеличивает темп до 75% от максимальной частоты сердечных сокращений и держится в этом состоянии 40 минут. Во время такой езды у вас должно получиться произнести на одном дыхании не более 5 слов, но с большим напряжением).

Правильное питание

Диета велосипедиста напрямую зависит от интенсивности тренировки. Если вы собираетесь тренироваться с низкой или умеренной интенсивностью, вполне достаточно будет обычного ежедневного рациона, дополнительной «заправки» перед выходом из дома не потребуется. А вот если предстоит езда на большую дистанцию, необходимо позаботиться о дополнительных источниках энергии.

Для этого в течение дня до тренировки необходимо употреблять в пищу порции размером с кулак, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на пищеварительную систему, а за два часа до выхода из дома отказаться от пищи совсем. Во время продолжительной езды полезно чередовать продукты, богатые гликогеном, с пищей, насыщенной быстроусвояемыми углеводами. Такие перекусы нужно делать каждые 45 минут. Например, можно съесть желатиновую конфетку, а в следующий раз – горсть орехов или заранее припасённый батончик. При этом нужно обращать внимание на калорийность «спортивных» батончиков и напитков, при необходимости делить их на порции. Для поддержания гидратации в смузи или простую воду можно добавить пол-ложки поваренной соли. Не пейте помногу, чтобы промочить горло, достаточно будет двух-трёх глотков.

После тренировки разрешается выпить до литра воды, а через несколько часов съесть полноценный, правильный с точки зрения здорового питания обед.

Восстановление

Восстановление сил не менее важно, чем период интенсивных энергозатрат. Перенапряжение мышц способно надолго выбить вас из колеи и прогнать всякую охоту тренироваться. Вот почему желательно заранее составить график велотренировок с учётом всех других жизненных нагрузок, а также состояния вашего здоровья.

Когда велосипедные прогулки и упражнения войдут у вас в привычку, нагрузки можно будет увеличить. Вне зависимости от того, что подвигло вас начать заниматься велосипедным спортом, желание похудеть или естественное стремление к здоровому образу жизни, не забывайте о прелестях самого процесса: радости преодоления, восторге открывающихся возможностей, красоте результата!

Тренируйтесь с умом и получайте неизменное удовольствие!

Похожие статьи