Акробатика методика обучения. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания - файл n1.doc. Должны уметь: применять полученные знания в практической работе по физической культуре и спорту

Акробатические упражнения - одно из эффективных средств спортивной и физической подготовки школьников. Их выполнение связано с развитием ловкости, быстроты, умением ориентироваться в пространстве при непривычных положениях и вращательных движениях тела, подготавливает школьников к выполнению многих упражнений на гимнастических снарядах.

Группировка.

Обучение простейшим акробатическим упражнениям, таким как перекаты и кувырки, следует начинать с упражнений, связанных с быстрым и правильным принятием группировки. Группировка - согнутое положение тела, в котором колени максимально подтянуты к плечам руками хватом за голени, локти прижаты к телу, спина округлена, готова наклонена вперед, стопы ног и колени разведены на 15-20 см одно от другого (рис.1).

Для выполнения правильной группировки следует обучить школьников следующим упражнениям:

1. Группировка сидя. Сидя на полу, согнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах, взяться руками за середину голеней, притянуть голени к груди, голову наклонить вперед, колени держать на расстоянии 15-20 см одно от другого (рис.2,а).

  • 2. Группировка в приседе. Из стойки ноги врозь присесть и принять положение группировки (рис.2,б).
  • 3. Группировка лежа на спине. Из положения лежа на спине, согнуть ноги и наклонить голову вперед к коленям, принять положение группировки (рис.2,в).
  • 4. Широкая группировка. Из положения полуприседа в стойке ноги врозь захватить руками бедра снизу снаружи у подколенных впадин (рис.2,г).

Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………… …... 3
Глава 1. Роль акробатических упражнений на уроках физической культуры
1.1. История возникновения акробатики……………………………….. 6
1.2. Классификация акробатических упражнений, используемых в школе…………………………………………………………… ……. 9
1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся начальной школы………………………………………………………………… 12
Глава 2. Методика обучения акробатическим упражнениям
2.1. Особенности проведения занятий по акробатике в школе……….. 15
2.2. Наиболее эффективные средства и методы обучения акробатическим упражнениям…………………………………….. 22
Заключение…………………………………………………… ……. 31
Список литературы……………………………………………….. . 32

Введение

Проблема начального физкультурного образования со временем не только не утрачивает своей актуальности, но и вызывает новые вопросы, решать которые необходимо с помощью современных научных методов в соответствии с требованиями средней школы.
Этап начального физкультурного образования охватывает 1-4 классы, решает задачи приобщения младших школьников к физической культуре, прививает интерес к уроку “физическая культура”, создает основы двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
В практике начальной школы акробатические упражнения используются почти во всех разделах учебного материала по физической культуре. Следовательно, акробатические упражнения являются основой, базисом для формирования двигательных умений и навыков различных видов спота. Таким образом, акробатика, как “ядро” двигательной активности и координационной подготовки младших школьников, способствует созданию и обогащению двигательного фонда учащихся 1-4 классов.
В начальной школе, как правило, для развития физических качеств используются, в основном, общеразвивающие упражнения, а средства акробатики применяют лишь для формирования двигательной культуры младших школьников. Таким образом, физическая подготовка, как составная часть всего учебного процесса по физической культуре, основанная на акробатических упражнениях, является актуальной.
Известно, что учащиеся младшего школьного возраста имеют различные исходные уровни развития физических качеств, неодинаковые темпы прироста показателей физической подготовленности в процессе учебного года. Следовательно, разработка учебной программы начального физкультурного образования с дифференцированным развитием физических качеств средствами акробатики для учащихся 1-4 классов становится современной.
Не будет откровением утверждение, что многие учителя физической культуры не жалуют акробатику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоопасность плюс некоторые другие моменты, из-за которых не используется с достаточной эффективностью это ценнейшее средство разностороннего воздействия на занимающихся.
Между тем, необходимо придавать акробатике большое значение и отводить этому разделу учебной программы почетное место. И это естественно, поскольку в ее арсенале такие упражнения (искусственно выделенные из различных сфер человеческой деятельности и специально придуманные), которые позволяют в ходе уроков тонко регулировать нагрузки занимающихся, избирательно включать в работу практически любые группы мышц и суставы.
Объект исследования - процесс обучения учащихся на уроках физической культуры.
Предмет исследования – методика обучения учащихся акробатическим упражнениям на уроках физкультуры.
Цель работы – выявить эффективную методику обучения акробатическим упражнениям на уроках физической культуры в начальной школе.
В соответствии с целью были поставлены задачи исследования :

    Выявить основную роль акробатических упражнений для детей начальной школы.
    Выявить эффективные методы обучения акробатическим упражнениям.
Гипотеза исследования : акробатические элементы могут быть освоены качественнее и всеми учащимися класса, если широко использовать подготовительные и подводящие упражнения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования :
        анализ научно-методической литературы;
        изучение передового педагогического опыта;
        наблюдение.
Структура работы состоит введения, двух глав, заключения, библиографии (25 источников).

Глава 1
Роль акробатических упражнений на уроках физической культуры

1.1. История возникновения акробатики
Слово «акробат» произошло от греческого «акробатэс», что означает «хожу на цыпочках, лезу вверх». Акробатика, как вид физических упражнений, возникла в глубокой древности. Изображения на сохранившихся памятниках, сосудах, фресках и других изделиях свидетельствуют о том, что этот вид спорта был известен в Древнем Египте за 2300 лет до н. э.
Занимались акробатическими упражнениями и в Древней Греции. На Крите наряду с театрализованными процессиями, связанными с уборкой урожая и различными церемониями, проводились игры с быками, составной частью которых были акробатические упражнения.
Акробатические упражнения с быками в XIX в. встречались также у африканского племени фульбе в северной Нигерии (западная Африка), у племени мораван в южной Индии. Такие игры с быками русский профессор Ефименко видел даже в 1913 г. у басков в Пиринейских горах.
Подобные игры с быками, по-видимому, существовали в древности и у народов нашей страны: до сих пор в таджикской борьбе сохранилось название «бычий перекат». В Древнем Риме акробатические упражнения демонстрировали странствующие артисты – «циркуляторы», которые наряду с этими упражнениями показывали и другие виды искусства: хождение по канату, дрессировку и т. п.
В 420 г. до н. э. была распространена пляска на вертящемся гончарном круге, сочетаемая с акробатическими упражнениями. Некоторые богатые римляне содержали при себе «акробатов и разного рода фокусников». Имеются сведения об акробатах, выполнявших различные упражнения на шесте, который держался на лбу. Упоминается об акробатах, которые выполняли сложные упражнения на гибкость (1).
В эпоху Возрождения в Италии Венецианская республика устраивала «конкурсы живой архитектуры», т. е. построения акробатических пирамид. Сенат присуждал приз той группе, которая построит наиболее высокую пирамиду. Известны случаи построения пирамид высотой около 9 метров.
Впервые технику акробатических упражнений попытался описать в специальном руководстве для акробатов-профессионалов Тюккаро. В конце XIX в. Стрели написал книгу «Акробатика и акробаты», в которой охарактеризовал различные жанры профессиональных артистов и описал технику ряда акробатических упражнений.

На Руси акробатика развивалась самостоятельно. Она пользовалась большим успехом у широких масс населения и составляла обязательную часть увеселительных зрелищ. Древнерусские скоморохи были плясунами, фокусниками, жонглерами и акробатами. Вначале они выступали по одному, а затем объединялись по двое, по трое и группами.
В первой половине XVII в. в России уже были свои мастера-акробаты различных специальностей, которые обучали акробатическим упражнениям.
В конце XVIII в. в европейских стационарных столичных цирках появляются акробатические упражнения, которые быстро становятся неотъемлемой частью профессиональных цирковых представлений. А в XIX в. акробатические упражнения начинают включаться в буржуазные национальные системы гимнастики. Таким образом, наметились две линии в дальнейшем развитии акробатики: профессионально-цирковая и спортивно-любительская.
Профессиональное направление развивалось по пути все более узкой специализации. Происходило это потому, что артисты могли длительное время выступать с одним номером, разъезжая по различным городам и странам. Вместо универсальных, разносторонних артистов прошлого, появляются виртуозы в одном жанре и даже в одном трюке.
Выделяются относительно самостоятельные виды цирковой акробатики: акробатика на лошадях, силовая акробатика, вольтижная (плечевая) акробатика, «карийские игры» и прыжковая акробатика (со снарядами и без них). Эти основные виды культивируются в цирке и по сей день. Второе направление в развитии акробатики – спортивное – связано с включением акробатических элементов в гимнастику и с возникновением кружков любителей акробатики (в особенности в России). С пола акробатические упражнения переносятся на снаряды.

В 1900 г. в Петербурге появились самодеятельные акробатические кружки, а в 1901 г. состоялось первое выступление акробатов- любителей. Вплоть до империалистической войны 1914 г. такими выступлениями акробатов- любителей сопровождается большинство крупных спортивных вечеров. Большую роль в популяризации этого вида спорта сыграли Всесоюзные физкультурные парады, которые проходили регулярно с 1936 года. Но лишь в 1938 году А.К. Бондарев, руководитель Всесоюзной секции, разработал первую классификационную программу и правила соревнований по акробатике. В 1939 году в Москве прошли первые Всесоюзные соревнования по акробатике, которые стали и первыми в мире.
С 1940 в соревнованиях по акробатике участвуют женщины. С 1951 проводятся юношеские соревнования. С 1967 Федерация спортивной акробатики СССР организует международные матчи по телевидению, с 1972 - международные соревнования на приз памяти лётчика-космонавта СССР, почётного президента федерации В. Н. Волкова.
В 1974 в Москве состоялся 1-й личный чемпионат мира (участвовали спортсмены Болгарии, Великобритании, Венгрии, Польши, СССР, США, ФРГ и Швейцарии). Чемпионами стали 13 советских спортсменов. В 1975 в Швейцарии проведены первые соревнования на Кубок мира по спортивной акробатике.
1.2. Классификация акробатических упражнений, используемых в школе
Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм занимающихся. С их помощью совершенствуются ловкость, сила мышц, быстрота и точность движений, ориентировка в пространстве и чувство равновесия. Акробатические упражнения разнообразны, эмоциональны, не требуют специального оборудования. Динамические акробатические упражнения (кувырок вперед, кувырок назад и др.) должны выполняться только в одном направлении, указанном учителем). Выполнение в противоположном направлении (навстречу движению) во избежание столкновения категорически запрещается.
Для занятий используют специальные акробатические дорожки или плотно уложенные гимнастические маты. Не следует укладывать маты в одну линию по всей длине зала. Рациональнее размещать их небольшими дорожками по 2-4 мата в каждой, тогда в поле зрения учителя будут все учащиеся, и он сможет своевременно оказывать им необходимую помощь.
Обучать кувыркам вперед и назад слабых учащихся рекомендуется на наклонной плоскости, гимнастическом мостике, накрытом матом или акробатической дорожкой. Упражнение под «горку» осваивается значительно успешнее (12).
При освоении таких акробатических упражнений, как мост, стойка, целесообразно оказывать помощь вдвоем. Партнеров подбирают соответствующего роста и веса.
Кувырок лучше совершенствовать поточным способом, в направлении, указанном учителем.
Группировка - положение тела, в котором согнутые в коленях ноги хватом на голени (стопы и колени слегка разведены) сильно притянуты к груди. Спина округлена, голова наклонена вперед, локти плотно прижаты к телу. Группировка выполняется в положениях сидя на полу, в приседе, лежа на полу.
Группировка сидя на полу - согнуть ноги в коленях, ступни поставить слегка врозь, руками захватить снаружи верхние части и плотно подтянуть ноги к груди, колени врозь, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка лежа на спине - согнуть ноги, захватить руками голени и подтянуть колени к плечам, а плечи к коленям, колени врозь, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка из положения упора присев - из стойки ноги врозь (на ширине одной ступни), ступни параллельно, глубоко присесть и принять положение упора присев (сначала на носках, а потом на всей ступне), затем одновременно наклонить туловище к коленям, а руками захватить голени, и плотнее притянуть туловище к коленям, голова между коленей, подбородок прижат к груди.
Группировка - основное подводящее упражнение к перекатам и кувыркам. В начале обучения выполнять ее следует медленно (13).
Начинать обучение необходимо с упражнений, подготовительных группировкам.
Сильные наклоны туловища вперед, к ногам.
Глубокое приседание на всей ступне с захватом голеней обеими
руками.

Лежа на спине, сгибание ног к груди.
Сидя с прямыми ногами, наклоны туловища вперед, к ногам.
Сидя с прямыми ногами, одновременно сгибание ног к груди и
наклон туловища к ногам.

То же с захватом голеней руками.
Перекаты - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, применяются как подводящие упражнения и как прием самостраховки при падениях. Перекат в сторону из упора стоя на коленях (с опорой предплечьями) выполняется вправо или влево. Последовательно касаясь пола плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, возвратиться в и. п. При перекате ноги и руки максимально сгибать и прижимать к туловищу, колени держать вместе (кисти тыльной поверхностью должны быть обращены к лицу).
Перекат вправо (влево) из упора стоя на правом (левом) колене, левая (правая) в сторону на носок. Кистями опираться о пол точно под плечевыми суставами. Последовательно опираясь предплечьем и плечом правой (левой) руки, лечь на правый (левый) бок, перекатиться на спину, затем на левый (правый) бок, встать на левое (правое) колено, правую (левую) отвести в сторону на носок; руки опустить вниз.
Кувырок вперед. Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову. Внимание учащихся обращать на то, чтобы голова не касалась пола, толчок ногами был бы направлен не вверх, а вперед. Коснувшись лопатками пола, сгруппироваться и, сделав перекат вперед, принять положение упора присев.
Выполнение кувырка вперед достигается энергичной плотной группировкой и быстрой подачей вперед плеч в момент его завершения. Предварительно следует освоить группировку и перекаты в группировке вперед и назад. Целесообразно систематически выполнять кувырки в течение ряда уроков (по 5-6 кувырков в каждом). Во время выполнения кувырков необходимо следить за самочувствием учащихся. Возможны легкие головокружения или даже тошнота. Таким ученикам необходимо временно прекратить выполнение упражнения, а если подобное повторится, то следует посоветоваться с врачом.
Кувырок назад. Из упора присев (руки впереди стоп на расстоянии 15-30 см) перекат назад в группировке, поставить руки на пол на уровне головы (пальцами к плечам), опираясь ими, перевернуться через голову (не разгибая ног) и прийти в упор присев.

1.3. Анатомо-физиологические особенности учащихся начальной школы
Период 6 - 10 лет является сравнительно спокойным в развитии детей. Ежегодное увеличение массы тела составляет в среднем 3 - 4 кг, длина тела увеличивается на 4 - 5 см, а окружность грудной клетки - на 1,5 - 2 см. Изменяются пропорции тела: удлиняются ноги, уменьшается грудной показатель (отношение обхвата грудной клетки к длине тела), т. е. происходит как бы вытягивание тела. Четкой разницы между мальчиками и девочками в росте, массе тела и пропорциях частей тела не отмечается. Сила же мышц кисти у девочек 6 - 8 лет меньше, чем у мальчиков, примерно на 5 кг, а в 11 - 12 лет - уже на 10 кг. Кроме того, до 11 - 12 лет обхват грудной клетки у девочек меньше на 1,2 - 2 см, а жизненная емкость легких - на 100 -200 см по сравнению с мальчиками того же возраста. Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько меньше (11).
Окостенение скелета происходит неравномерно: к 9 - 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12 -13 годам,- запястья и пясти. Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 8 до 10 лет.
При занятиях физической культурой очень важно учитывать особенности формирования скелета. Резкие толчки во время приземления при прыжках, неравномерная нагрузка на левую и правую ногу могут вызвать смещение костей таза и неправильное их срастание.
Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, когда процесс окостенения еще не закончился, могут привести к появлению плоскостопия.
Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Постепенно формируются изгибы позвоночника, к 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизна, к 12 - поясничная. Позвоночник обладает большой подвижностью у детей до 8 - 9-летнего возраста. Поэтому у младших школьников нередки случаи нарушений осанки и деформации позвоночника. Длительное сидение на занятиях в школе и при выполнении домашних заданий способствует этому. В связи с этим одной из важнейших задач должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки.
В возрасте 6 - 10 лет у детей мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. Однако относительные величины силы мышц (на 1 кг массы) близки к показателям взрослых людей. В связи с этим могут широко использоваться упражнения для развития силы, связанные с преодолением собственной массы тела. Но при этом следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они приводят к значительным энергозатратам, а это может повлечь за собой общую задержку роста.
В младшем возрасте продолжается развитие головного мозга. Морфологическое развитие нервной системы достигает большой зрелости. Однако функциональные показатели нервной системы еще далеки от совершенства. Сила и уравновешенность нервных процессов относительно невелики, что может приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрому утомлению. Большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков. Этим объясняется тот факт, что дети 6 - 10 лет легко могут овладевать достаточно сложными формами движений. В то же время у них слабая устойчивость к воздействию посторонних раздражителей. Это следует учитывать особенно при упражнениях на выносливость и чаще практиковать переключения с одного вида мышечной деятельности на другой.
В 6 - 10-летнем возрасте идет дифференциация структуры сердечной мышцы. Она начинает напоминать по структурным показателям сердце взрослого. Однако полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и более медленными темпами увеличения объема сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Сравнительно больше, чем у взрослых, суммарный просвет капилляров сети. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в этом возрасте.
С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений: в 6 - 8-летнем возрасте она составляет в среднем 80-90 уд./мин, в 9 - 10-летнем - 75-85 уд./мин. Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями нервных влияний на сердце. С ростом ребенка усиливается воздействие на сердце блуждающего нерва.
От рождения к 10 годам объем легких увеличивается в 10 раз и составляет половину объема легкого взрослого. При этом увеличение объема легких происходит за счет увеличения объема альвеол.
Частота дыхания, являющаяся одним из показателей внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в 6 - 7-летнем возрасте в среднем она равна 23 - 25 раз/мин, в 10-летнем - 19 - 20 раз/мин. А глубина дыхания, наоборот, увеличивается к 10 годам от 160 до 250 мл.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) возрастает с 6 - 7 до 10 лет с 1200 до 2000 мл, причем у девочек средние величины меньше, чем у мальчиков.
Реакции детей на физическую нагрузку особенно заметны по показателям функции дыхания и кровообращения. У них по сравнению с подростками отмечаются более низкие величины максимального потребления кислорода (МПК), характеризующего интенсивность окислительных обменных процессов при продолжительных физических нагрузках. Так, у мальчиков 8 -9 лет МПК достигает в среднем лишь 1500 мл/мин, а у девочек - 1000 мл/мин (у взрослых - 3000 -4000 мл/мин).
При напряженной мышечной деятельности дыхание у детей младшего школьного возраста оказывается более частым, чем у взрослых (соответственно 60 - 70 и 20 - 40 дыханий в минуту).
У детей этого возраста при физической нагрузке артериальное давление повышается меньше, чем у взрослых, что объясняется слабым еще развитием сердечной мышцы, малым объемом сердца и более широким просветом со судов относительно размеров сердца. По сравнению со взрослыми у них меньше коэффициент использования кислорода и менее эффективно снабжение тканей кислородом. У детей 6 - 10 лет также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и кровообращения.
Все это дает основание считать, что для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках по сравнению со старшими учащимися и взрослыми. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в условиях недостатка кислорода.
Итак, акробатические упражнения содействуют развитию общей физической подготовленности младших школьников, а также силы, быстроты реакции, ловкости, ориентировки в пространстве.
Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности и доступности они являются одним из важных средств в физическом воспитании младших школьников.

Глава 2
Методика обучения акробатическим упражнениям

2.1. Особенности проведения занятий по акробатике в школе
Программой по физическому воспитанию в школе предусмотрено выполнение акробатических упражнений с 1-го по 11-й класс. Перечень основных элементов сравнительно невелик: перекаты вперед и назад; кувырки вперед и назад; полушпагаты, шпагаты, мосты; равновесия, стойки (на лопатках, голове, предплечьях, руках); перевороты (колесом, вперед); упражнения вдвоем (стойки, входы на плечи, поддержки) и различные соединения перечисленных элементов.
Эти упражнения введены в программу в качестве средств воспитания ловкости, силы, гибкости и повышения устойчивости вестибулярных функций.
Наиболее рационально изучать акробатические упражнения на уроках фронтальным методом, при котором весь класс строится на две шеренги по обе стороны акробатической дорожки или матов, уложенных дорожкой). Первые номера выполняют задание преподавателя по счету или сигналу, вторые наблюдают, помогают и подмечают ошибки, а затем ученики меняются ролями. Указанным методом можно изучать большинство упражнений школьной программы (за исключением соединений из нескольких кувырков или переворотов с продвижением в одном направлении). Фронтальный метод позволяет добиться высокой плотности выполнения акробатических упражнений.
За 15 - 20 мин, отводимых в уроке на акробатику, следует выполнить 5 - 8 упражнений, повторяя каждое 4- 8 раз. Примерная схема чередования упражнений: перекаты - кувырки - стойки - соединения кувырков - мосты - прыжки - перевороты - соединения стоек с перекатами и кувырками - выполнение упражнений в виде соревнования или игры.
Различные равновесия, шпагаты, мосты, стойки и общеразвивающие упражнения вдвоем следует вводить в подготовительную часть не только уроков гимнастики, но и игр, легкой атлетики, художественной гимнастики, борьбы, так как эти упражнения наиболее эффективны для воспитания двигательных качеств.
Успех проведения урока и освоения упражнений во многом зависит от проявления учениками интереса к занятиям. Возникновение интереса связано в первую очередь с мастерством педагога. Его требовательность и заинтересованность, умение образно объяснить задание вместе с готовностью ободрить и исправить ошибки гарантируют устойчивый интерес. Не менее важное значение имеет рациональный подбор и чередование упражнений.
Изучение акробатических упражнений осуществляется при помощи методов расчленение-конструктивного и целостного обучения. Более широкое применение имеет расчлененно-конструктивный метод. Он заключается в том, что изучаемый элемент расчленяется на составные части, которые последовательно осваиваются занимающимися.
Метод целостного обучения используется при изучении технически несложных элементов и соединений, а также в случаях, когда формируемый навык не поддается расчленению без существенного искажения структуры действия. В практике нередки случаи, когда этот метод применяется в сочетании с расчлененно-конструктивным (25).
При совершенствовании техники выполнения акробатических упражнений широко используется целостный метод, в том числе многократное повторение элемента без изменения структуры и прилагаемых усилий; варьирование усилий и скорости в различных подходах (прыжки с места, подскок, разбег); введение соревновательной мотивации.
и т.д.................

Горохов Александр Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ № 10 имени Д.Г. Новопашина"
Населённый пункт:
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методика обучения основным акробатическим упражнениям в начальной школе"
Дата публикации: 01.01.2018
Раздел: полное образование

Методика обучения основным акробатическим упражнениям

в начальной школе

Горохов Александр Алексеевич

Учитель физической культуры

МОБУ «СОШ №10 имени Д.Г.Новопашина»

г. Якутск Республика Саха (Якутия)

Введение

Контрольные упражнения

Тест для контроля за координационными способностями

Заключение

Введение

физической

культуры

гимнастику.

гимнастика оказывает разностороннее воздействие на весь организм человека.

травматизма

уроках гимнастики – вот основная причина нежелания

учителей полностью проходить этот раздел программы. Согласен, гимнастика

разновидностями

несоблюдении

необходимых

предосторожности таит в себе определенный риск. Но этот риск не больше, чем

в других разделах школьной программы по физической культуре, и я придаю

значение

частности

акробатическим

упражнениям в начальных классах)

Я попытаюсь объяснить, почему?

Акробатика

разновидность

гимнастических

упражнений.

Акробатические упражнения способствуют формированию правильной осанки,

совершенствованию

вестибулярного

аппарата

(равновесия,

ориентирования в пространстве при любом положении тела), приспособлению

организма

перераспределению

влиянием

инерционных

(центробежных) сил. А также занятия акробатикой развивают координацию

движений, гибкость, силу, вырабатывают умение владеть своим телом, смелость

и решительность.

Почему же детей надо обучать акробатическим упражнениям?

Во время занятий акробатикой напрягаются абсолютно все группы мышц

человека. Причем напрягаются они примерно с одинаковым усилием. В других

же видах спорта идет напряжение только отдельных групп мышц, что может

привести к негармоничному развитию организма.

А почему именно детей?

становление организма. То есть развитие человека в детском возрасте будет

отражаться

развитии

взрослом

возрасте.

развитие

подвижности человека и его координации очень интенсивно идет в детском

возрасте,

взрослом

провести

развитие

результативно. Например, научить ребенка делать акробатическое упражнение

взрослого.

умственным

способностям

способностям

взрослого

примерно одинаково по продолжительности обучения, взрослого даже легче.

возрасте

физическое

развитие

умственное.

умственное развитие надо прекращать вовсе, просто его надо проводить в

равных долях.

акробатическими

упражнениями

развивается

вестибулярный аппарат. Этот орган, находящийся у человека в районе уха,

отвечает за координацию движений человека, за его внимательность и ловкость.

Следовательно, у

намного меньше шансов травмировать себя в

повседневной жизни. А также очень важно, чтобы дети стремились не только

приобрести необходимые для жизни двигательные навыки, но и умели видеть

красоту движений.

акробатические

упражнения

способствуют

формированию правильной осанки, а правильная осанка создает благоприятные

условия для свободного и глубокого дыхания, а следовательно, для развития

грудной клетки и легких.

акробатикой

нравятся

Выполнения

акробатических упражнений вызывают большой интерес у детей и желание

повторить

научиться

упражнения

являются

красивыми, необычными и зрелищными. Показ таких упражнений на публике

или просто своим друзьям вызывает восторг у публики, а, следовательно, во

много раз поднимает настроение того, кто исполнил эти упражнения.

У вас наверняка возникнет такой вопрос: А если ребенок повторит сложный

что-нибудь.

опасение

возникнуть, только если не правильно учить ребенка. И самое главное в плане

умственного и психологического воспитания. Например, если не уделять ему

должного

внимания

объяснять

доходчиво

ключевые

поставленной

обучение

акробатике

начинается с простых упражнений, которые вполне доступны любому человеку.

Эти упражнения составляют базу для изучения более сложных упражнений.

Чтобы обеспечивать интерес у ребят к этому разделу учебной программы,

мне приходится разнообразить упражнения и, конечно, методически грамотно

проводить обучение этим упражнениям.

Обучение акробатическим упражнениям

остановлюсь

методике

обучения

основным

акробатическим упражнениям в 1-4-х классах: «мост», перекаты вперед, назад, в

сторону, кувырок вперед, стойка на лопатках, кувырок назад. Поскольку они

повторяются

протяжении

обучения

необходимы

развития вестибулярного аппарата, для формирования прикладных навыков),

правильно

выполнять

акробатические

упражнения.

Придавая

значение

подготовительным

подводящим

упражнениям, придумывать упражнения из различных исходных положений,

«стоя спиной к стенке», «сидя на гимнастической скамейке», что способствует

эффективному усвоению элемента в целом.

Учитывая

возрастные

особенности

учащихся

начальных

стараюсь

подобрать

использовать

упражнения

образные

сравнения,

имитирующие движения животных, предметы итд. Например, при обучении

- «мосту» - упражнения «Жираф», «Гусеница», «Корзиночка»

Кувыркам «вперед» - упражнения «Качалка», «Ежик», «Улитка»»

Кувыркам «назад» - упражнения «Весы», «Бутерброд»

Перекатам в сторону - упражнения «Комочек», « Рыбка»

Стойке на лопатках – упражнения «Ножницы», «Велосипед»

программой

`Гимнастика`

учащихся

акробатических

упражнений

предусмотрены

«мост» из положении лежа, группировка, перекаты в группировке. Обучение

выполнению упражнения «мост» в положению лёжа.

Дети выполняют упражнение фронтально:

1- И.п.,о.с.: руки вперед, ладони под углом 90°, затем сгибаем руки и переводим

ладонями назад, тем самым имитируем вместе, как правильно ставить руки на

мат при выполнении «моста».

2. Подводящее упражнение у гимнастической стенки: стоя спиной к ней, хват

техники выполнения «моста»: ноги и руки полностью выпрямляются, голова

3 – И.п. – лёжа на спине, сгибают ноги (на ширине плеч) и согнутые руки ставят

на гимнастический мат выше плеч. Проходя мимо детей, исправляю

некоторым помогаю поднять «мост». Чем ближе руки и ноги, тем выше «мост».

Желательно учить сразу ноги в коленях выпрямлять, тогда «мост» становится

более эстетичным.

Обучая группировке, прежде всего нужно научить школьников округлять

спину. На это нацелено первое подводящее упражнение.

1. И.п.: ноги на ширине плеч, голова опущена, подбородок касается груди.

Потянуться

наклоняясь,

попытаться

коснуться

Добиваться

опускались

выдвигались вперед.

2. И.п., о.с.: согнуть правую ногу, подтянув колено к груди, взявшись правой

рукой за голень, прижать пятку к ягодице, голову опустить. То же левой ногой.

Почему сразу не принять положение группировки сидя или в упоре присев, ведь

дети справятся с ним? Для правильного кувырка вперед важно, захватывая

руками голени, как можно ближе подтянуть пятки к ягодицам. В упоре присев

прочувствуют

предлагаемое упражнение как раз и создает предпосылки для этого. Затем

выполняются следующие упражнения.

подбородком

круглую` спину. Руки согнуть и опуститься грудью на колени.

4. То же, но, ухватившись руками за голени, колени развести и таким образом

спрятать голову между ними, чтобы ушами коснуться коленей.

5. И.п.: лежа на спине. Подтянуть колени к груди и выполнять группировку. Это

упражнение требует значительно большего числа повторений, чем другие, так

как учащиеся в положении группировки довольно часто теряют ориентировку и

им нужно привыкнуть к не совсем удобной для них позе.

6. И.п.: сед. Согнуть ноги и принять положение группировки.

7. И.п.: сед на самом краю сложенных стопкой двух матов. Подтянуть ноги к

туловищу, оттолкнуться от матов руками и, сгруппировавшись и сильно подав

плечи вперед, принять упор присев на полу. Упражнение проделывается быстро.

По мере овладения переходят к выполнению из седа на одном мате.

8. И.п.: упор присев. Перекаты в группировке - `качалка`. Особое внимание

обращать

учащиеся

отводили

прижимали колени к груди (колени как бы привязаны к плечам).

9. И.п.: упор присев. Выполняя перекаты назад и вперед, принимать положение

упора присев. Советовать детям прижимать пятки к ягодицам и подавать плечи

вперед (от этого зависит успешное освоение упражнения).

10. Перекаты вперёд – назад в группировке из положения лёжа на спине.

11. Сидя на полу в группировке, мягко перекатиться назад, коснуться пола

лопатками, затылком и, не задерживаясь, перекатиться вперёд.

13. Перекаты в сторону. И.п. – Лёжа на животе руки вверх. Перекатиться на

правый бок, на спину и на живот. То же в другую сторону.

14. И.п. – лёжа на животе «Корзиночка» руками захватить голеностопы;1-3

максимально прогнуться в спине; 4-И.п.

приведенные

упражнения

выполнять

одновременно

обеспечивает

максимальную

занятость

исключает

возможность

достаточное

количество

повторений

упражнения.

выполнения

упражнений: разделить класс на первые и вторые номера. Тогда одновременно

одна половина класса выполняет задание, а вторая - исправляет ошибки и

оказывает помощь. Такой способ организации тоже эффективен, так как наряду

моторной

плотностью

достигается

активность ребят, приобретаются инструкторские навыки.

приведенные

упражнения

использованы

домашних заданиях.

Во втором классе начинается обучение кувырку вперед, которое следует

начать с повторения перекатов в группировке. Затем я изучаю кувырок поперек

матов с таким расчетом, чтобы дети заканчивали его в положении ноги на полу,

поскольку

пониженная

облегчает

вставание.

Овладение

двигательным

действием

насколько

правильно

принял ученик исходное положение перед его выполнением (при условии, что

учащиеся хорошо освоили группировку).

Перед объяснением техники выполнения кувырка вперед я обязательно

выполняю этот акробатический элемент перед детьми. Показ этого упражнения

дает учащимся наглядное представление, что же такое кувырок вперед. Затем

идет объяснение. Говорю ребятам о положении рук (кисти ближе к ступням), о

постановке головы на мат (не на лоб и не на макушку, а на заднюю часть

отталкивании

внимание

исходному

положению перед кувырком. Можно обучение начинать из упора присев. Я же

изучение

начинать

согнувшись,

положении

наклониться вперед и плавно согнуть руки, как ученик без толчка ногами

опускается затылком на мат и перекатывается на спину. Кстати, при таком

способе намного труднее поставить неправильно голову - на макушку - и,

значит, меньше вероятность получить травму. При таком исходном положении

создается необходимое ускорение для полного переворота в кувырке вперед

проследить,

опаздывал с группировкой в упоре присев

«Маленькие превращения»

Дети строятся в шеренгу в шаге друг от друга. По команде: «В улитку –

превратись!» ученики выполняют присед с поднятыми вверх руками –

опасности

выполнить

группировку.

Упражнение

повторять

следующей

превратись!»

выполняют

из упора присев упор стоя согнувшись, высоко подняв таз и

перенося массу тела на руки. Упражнение повторить 4 – 6 раз. По команде:

«Теремок,

превратись

колобок!»

отталкиваясь

одновременно сгибая руки, переворачиваются через головы, касаясь плечами

выполняют

группировку

продолжая

заканчивают кувырок приседом в группировке, после чего, не меняя положения,

выполнить ходьбу «Ёжиком».

Кувырок со скамейки.

Кувырок вперед - довольно сложное двигательное действие, особенно

подготовленных

недостаточно

координированных,

излишним

ученикам

предложить

следующие

упражнения.

1. Те, кто с трудом осваивает активное разгибание ног и движение плечами

выполняют

акробатический

небольшой уклон. Для этого достаточно положить под мат мостик.

начального

движения

вперед-вниз.

исправить

недостаток,

выполняют

повышенную

поверхность, т. е. на 2-3 мата, положенных друг на друга. Упражнения они

делают из упора присев, руки на матах.

И, конечно, самым надежным средством предупреждения травм являются

грамотная

страховка

выполнении

занимающегося,

поддерживает

выполнялся кувырок с опорой на голову, надо рукой, поддерживающей шею,

наклонить голову учащегося и не отпускать руку до окончания переката через

Во втором классе предусмотрено также освоение учащимися стойки на

лопатках согнув ноги, а в третьем классе - с прямыми ногами. Обучение

провожу по тому же принципу: показ, объяснение, выполнение подводящих

упражнений и самого акробатического элемента (стойки на лопатках согнув

ноги). Чтобы обучение протекало успешно, школьники должны привыкнуть к

необычному

положению

упражнение: из седа на полу перекат назад, коснуться носками согнутых ног

пола за головой, руки вдоль туловища. Упражнение можно задавать на дом и

для проверки его освоения повторять на уроках. Очень важно также научить

принимать

исходное

положение.

применяю

следующие

упражнения.

1. Повторить предыдущее упражнение, но задержаться в положении лежа на

спине согнувшись.

2. Положение стойки на лопатках полезно предварительно побольше повторить,

сначала стоя на полу. В полушаге от стены прислониться с ней плечами и шеей,

поставить ладони на поясницу, а локтями упереться в стену. Таким образом

отрабатывается умение правильно располагать руки в стойке на лопатках в

облегченных условиях. Обычно детям трудно сохранять равновесие лежа на

спине согнувшись. Задача еще более усложняется, если им в этом неустойчивом

положении приходится думать еще и о постановке рук. Когда же они научатся

уверенно ставить руки стоя, опираясь о стену, им легче будет справиться с

упражнением в целом.

3. Лежа на спине согнувшись, ладонями упереться в поясницу, локти поставить

на гимнастический мат почти параллельно друг другу.

4. То же, но в конце упр. 3 медленно поднять согнутые ноги до положения

стойки на лопатках.

Не следует разрешать школьникам делать стойку на лопатках с прямыми

подготовительные

упражнения,

добьются

быстрой и правильной постановки локтей на опору по отношению к туловищу.

Уже с первых попыток я внимательно слежу за учащимися, помогаю принять

правильное (выпрямленное) положение тела.

В четвертом классе школьники начинают разучивание кувырка назад.

Этот акробатический элемент является довольно сложным, и обычно дети в

начальной стадии разучивания допускают существенные ошибки. Так, вначале

они делают перекат назад медленно, пассивно. Потом же, стараясь исправить

этот недостаток и выполнить перекат быстрее, они начинают запрокидывать

голову назад и выпрямляют спину, а это приводит к удару затылком о мат.

распространенная,

неправильная

постановка

Поэтому очень важно в 1-2-х классах много внимания и времени уделить

обучению

перекату

включить

самостоятельный

элемент обучение перекату назад с последующей опорой руками за головой.

Итак, обучение кувырку назад.

объяснение.

выполняют

подготовительные

подводящие

упражнения

освоения

акробатического

элемента

выполняться

фронтальной

организации учащихся).

1. Лежа на спине, быстро поднять полусогнутые ноги и коснуться ими пола за

2. Сидя спиной к стене, вплотную к ней (дети могут сидеть на гимнастической

скамейке), поставить руки на стену, как для кувырка назад.

3. Из седа на полу перекат назад, коснуться согнутыми ногами пола за головой

поставить

пальцами

Учащихся следует ориентировать на то, чтобы они стремились к выполнению

упражнения без остановок с правильной и своевременной (в момент касания

пола лопатками) постановкой рук.

4. То же, но перекат выполняется из упора присев. Обращать внимание детей на

то, чтобы они, начиная движение из упора присев, не отставляли назад таз, а

как бы садились себе на пятки.

5. Повторить упр. 2, но, поставив руки на стену, попробовать от нее отжаться,

отодвинуть себя от стены, опуская при этом подбородок на грудь.

6. «Весы». В упоре присев, обязательно опираясь коленями на согнутые руки,

наклониться вперёд и удерживать равновесие на одних руках.

7. Выполнить вращение «колобком» кувырок назад по наклонной плоскости

(положить под маты гимнастический мостик) в сед на пятках.

8. Кувырок назад в сед на пятках на ровной поверхности.

9. И.п.: упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев.

Страховка и помощь при выполнении кувырка назад. Учитель, стоя на

одном колене сбоку от учащегося, поддерживает его под спину у шеи (в начале

упражнения),

опускании

помогает

выполнить

подтолкнув

устранения болевых ощущений в области шеи и головы необходимо следить за

своевременным разгибанием рук (в начале опускания ног за голову).

Комплекс упражнений на ловкость: бег 6 м, кувырок вперёд, кувырок

назад, бег 6 м

Контрольные упражнения (композиции из 3-4 элементов) по акробатике

1-й класс

Упражнение выполняется на матах, расположенных поперек. И.п. о.с.: стоя на

полу спиной к матам, упор присев, перекат назад и вперед `качалка` в упор

присев, поворот кругом в приседе (лицом к матам), упор на колени `комочек`

(сесть на пятки, ладони на колени, локти прижать к бедрам), перекат в сторону

(вправо или влево) в упор на колени, лечь на живот `рыбка`, перекат (вправо

прогнуться

`лодочка`

переставляя ладони к ступням (колени не сгибать) выпрямиться, руки вверх

`жираф`, и.п.- о.с.

2-й класс

Учащиеся выполняют 2 упражнения. Упражнение 1 - то же, что в 1-м классе.

Упражнение 2 (выполняется на матах, расположенных в длину). И.п. о.с.: упор

присев, перекат назад в стойку, на лопатках с согнутыми ногами, перекат вперед

в упор присев, и.п. о.с.

3-й класс

Упражнение 1 - то же, что в 1-м классе. Упражнение 2 выполняется на матах,

расположенных в длину. И.п. о.с.: упор присев, два кувырка вперед в упор

присев, перекат назад в стойку на лопатках с согнутыми ногами, затем с

прямыми (держать 5 счетов), согнув ноги перекат вперед в упор присев, и.п. о.с.

4-й класс

Учащиеся выполняют два упражнения. Упражнение

1 - то же, что в 3-м

классе, упр. 2. Упражнение 2 выполняется на матах, расположенных в длину.

И.п. о.с.: упор присев, кувырок назад в упор присев, кувырок вперед в сед с

прямыми ногами, наклон вперед `бутерброд`, перекат на спину, не сгибая ноги

стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев, и.п., о.с.

Для контроля за координационными способностями в младших классах

применяю следующий тест

Три кувырка вперёд.

Оборудование: секундомер; маты.

Описание теста. Учащийся встаёт у края матов, уложенных в длину, приняв

основную стойку. По команде «Можно!» учащийся принимает положение упора

последовательно,

остановок

выполняет

стремясь

минимальный

последнего

кувырка ученик вновь принимает основную стойку.

Результат. Фиксируется время выполнения трёх кувырков вперёд от команды

«Можно!» до принятия учащимися исходного положения.

Общие указания и замечания. После команды «Можно!» выполняющий тест в

обязательном

положение

приступить

выполнению

кувырков.

Осуществление

кувырков

запрещается.

последнего

зафиксировать

положение

основной стойки. Разрешаются два зачётные попытки, результат лучшей из них

заносится в журнал.

Нормативы оценки абсолютных показателей координационных

способностей в акробатических упражнениях – три кувырка вперёд

(фиксируется время в сек.;)

среднего

среднего

мальчики

мальчики

мальчики

мальчики

Проверка уровня развития координационных способностей учащихся 1 – 4

классах (в процентах).

Уровень развития КС

среднего

среднего

Заключение

Как показывает практика, чем лучше развиты у детей координационные

способности, тем быстрее они овладевают двигательными навыками. Младший

школьный

наиболее

благоприятный

р а з в и т и я

координационных

способностей

Естественно,

целенаправленное

развитие координационных способностей положительно влияет на быстроту и

качество обучения акробатическим упражнениям.

В заключении надо сказать, что акробатические упражнения, являясь

составной частью физического воспитания содействуют

гармоничному развитию организма детей

достижению высокой устойчивости организма к условиям жизни

повышению адаптивных свойств организма

Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на

воспитание физических качеств способствуют развитию физической и

умственной работоспособности.

  • 4.3. Правила гимнастической терминологии
  • 4.3.1. Способы образования терминов
  • 4.3.2. Правила применения терминов
  • 4.3.3. Правила сокращений (опускание отдельных обозначений)
  • 4.4. Термины общеразвивающих и вольных упражнений
  • 4.5. Термины упражнений на снарядах
  • 4.6. Термины акробатических упражнений*
  • 4.7. Термины упражнений художественной гимнастики
  • 4.8. Правила и формы записи упражнений
  • Часть II основные средства гимнастики и методика обучения упражнениям
  • Глава 5 строевые упражнения
  • 5.1. Назначение и особенности строевых упражнений
  • 5.1.1. Основные наименования расположения строя и его
  • 5.2. Основные группы строевых упражнений
  • 5.2.1. Строевые приемы
  • 5.2.2. Построения и перестроения
  • 5.2.3. Передвижения
  • 5.2.4. Размыкания и смыкания
  • 5.3. Методические указания
  • Глава 6 общеразвивающие упражнения
  • 6.1. Характеристика упражнений
  • 6.2. Классификация упражнений и программный материал
  • 6.2.1. Упражнения для рук и плечевого пояса
  • 6.2.2. Упражнения для шеи
  • 6.2.3. Упражнения для ног и тазового пояса
  • 6.2.4. Упражнения для туловища
  • 1. Упражнения для мышц передней поверхности туловища.
  • 6.2.5. Упражнения для всего тела
  • 6.2.6. Упражнения для формирования правильной осанки
  • 6.3. Составление комплексов общеразвивающих упражнений
  • 6.3.1. Зависимость форм и содержания занятий ору
  • 6.3.2. Специфическая направленность ору
  • 6.3.3. Правила подбора упражнений
  • 6.4. Методика проведения общеразвивающих упражнений
  • 6.4.1. Особенности проведения ору с использованием предметов
  • 6.4.2. Обучение ору
  • 6.4.3. Дозировка ору
  • Глава 7 прикладные упражнения
  • 7.1. Характеристика прикладных упражнений
  • 7.2. Техника и методика обучения основным упражнениям
  • 7.2.1. Ходьба и бег
  • 7.2.2 Упражнения в равновесии
  • 7.2.3. Упражнения в лазанье
  • 7.2.4. Упражнения в метании и ловле
  • 7.2.5. Упражнения в поднимании и переноске груза
  • 7.2.6. Упражнения в переползании
  • Глава 8 упражнения на гимнастических снарядах (мужское многоборье)
  • 8.1. Общие основы техники упражнений на гимнастических снарядах
  • 8.1.1. Силовые упражнения
  • 8.1.1.1. Статические упражнения
  • 8.1.1.2. Силовые перемещения
  • 8.1.2. Маховые упражнения
  • 8.1.2.1. Структура маховых упражнений
  • 8.2. Упражнения на коне
  • 8.2.1. Характеристика упражнений
  • 8.2.2. Техника упражнений и их классификация
  • 8.2.2.1. Упражнения общеразвивающего характера
  • 8.2.2.2. Прикладные упражнения
  • 8.2.2.3. Специальные упражнения
  • 8.2.3. Особенности обучения и организации занятий
  • 8.3. Упражнения на кольцах
  • 8.3.1. Характеристика упражнений
  • 8.3.2. Упражнения начальной подготовки
  • 3.3.3. Спортивные упражнения
  • 8.4. Упражнения на брусьях
  • 8.4.1. Характеристика упражнений
  • 8.4.2. Упражнения общеразвивающего и прикладного характера
  • 8.4.3. Спортивные упражнения
  • 8.5. Упражнения на перекладине
  • 8.5.1 Характеристика упражнений
  • 8.5.2. Упражнения начальной подготовки
  • 8.5.3. Спортивные упражнения
  • Глава 9 упражнения на гимнастических снарядах (женское многоборье)
  • 9.1. Упражнения на брусьях разной высоты
  • 9.1.1. Упражнения общеразвивающего и прикладного характера
  • 9.1.2. Спортивные упражнения
  • 9.2. Упражнения на бревне
  • 9.2.1. Характеристика упражнений
  • 9.2.2. Основы техники упражнений
  • 9.2.3. Особенности обучения и организация занятий
  • 9.2.4. Основные упражнения
  • Глава 10 прыжки
  • 10.1. Характеристика и классификация прыжков
  • 10.2. Техника и методика обучения прыжкам
  • 10.3. Прикладные опорные прыжки
  • 10.4. Спортивные опорные прыжки
  • Глава 11 вольные упражнения
  • 11.1. Характеристика вольных упражнений
  • 11.2. Содержание вольных упражнений
  • 11.3. Обучение вольным упражнениям
  • 11.4. Композиция вольных упражнений
  • Глава 12 акробатические упражнения
  • 12.1. Характеристика акробатических упражнений, их классификация
  • 12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения
  • 12.2.1. Акробатические прыжки
  • 12.2.2 Статические упражнения
  • 12.2.3. Групповые акробатические упражнения
  • 12.2.4. Парные упражнения
  • 12.2.5. Пирамиды
  • 12.2.6. Бросковые упражнения
  • Глава 13 упражнения художественной гимнастики
  • 13.1. Классификация упражнений
  • 13.2. Подготовительные упражнения
  • 13.3. Упражнения без предмета
  • 13.4. Упражнения с предметом
  • Глава 14 методика обучения гимнастическим упражнениям
  • 14.1. Цели и задачи обучения в гимнастике
  • 14.2. Характеристика гимнастических упражнений
  • 14.3. Предпосылки успешного обучения гимнастическим упражнениям
  • 14.4. Реализация дидактических принципов в обучении гимнастическим упражнениям
  • 14.5. Особенности взаимодействия гимнастических упражнений
  • 14.6. Этапы обучения гимнастическим упражнениям
  • 14.7. Методы и приемы обучения гимнастическим упражнениям
  • 14.7.1. Помощь и страховка
  • 14.8. Методика исправления ошибок
  • 14.9. Особенности обучения групповым и массовым упражнениям
  • 14.10. Средства обеспечения учебного процесса в гимнастике
  • Часть III виды гимнастики и формы занятий
  • Глава 15 образовательно-развивающие виды гимнастики
  • 15.1. Основная гимнастика
  • Развивающая направленность основной гимнастики
  • 15.2. Женская гимнастика
  • 15.3. Атлетическая гимнастика
  • 15.4. Профессионально-прикладные виды гимнастики
  • 15.4.1. Профессионально-прикладная гимнастика
  • 15.4.2. Спортивно-прикладная гимнастика
  • 15.4.3. Военно-прикладная гимнастика
  • Глава 16 оздоровительные виды гимнастики
  • 16.1. Гигиеническая гимнастика
  • 16.2. Производственная гимнастика
  • 16.3. Ритмическая гимнастика
  • 16.4. Лечебная гимнастика
  • Глава 17 спортивные виды гимнастики
  • 17.1. Характеристика спортивных видов гимнастики
  • 17.2. Тенденция развития спортивных видов гимнастики
  • 17.3. Характеристика содержания спортивных видов гимнастики
  • Глава 18 формы занятии гимнастикой
  • Глава 19 урочные формы занятий гимнастикой
  • 19.1. Общие методические положения
  • 19.2. Методика проведения отдельных частей занятий гимнастикой
  • 19.2.1. Подготовительная часть занятий
  • 19.2.2. Основная часть занятий
  • 19.2.3. Заключительная часть занятий
  • Глава 20 соревнования по гимнастике
  • 20.1. Значение соревнований
  • 20.2. Виды соревнований
  • 20.3. Программа соревнований
  • 20.4. Положения о соревнованиях
  • 20.5. Подготовка и проведение соревнований
  • 20.6. Особенности проведения массовых соревнований
  • 20.7. Основы судейства в гимнастике
  • Глава 21 массовые гимнастические выступления
  • 21.1. Общие требования к массовым гимнастическим выступлениям
  • 21.2. Характеристика программ
  • 21.3. Музыкальное сопровождение
  • 21.4. Художественное оформление
  • 21.5. Организация и методика подготовки
  • 21.5.1. Содержание и порядок выполнения работы в предрепетиционный период подготовки
  • 21.5.2. Содержание и порядок выполнения работы в репетиционный период подготовки
  • Часть IV
  • 22.2. Основные документы планирования
  • 22.2.1. План работы
  • 22.2.3. Учебная программа
  • 22.2.4. График учебного плана
  • 22.2.5. Рабочий план
  • 22.2.6. План-конспект урока
  • 22.3. Учет учебной работы
  • 22.3.1. Годовой отчет
  • Глава 23 методика занятий гимнастикой в школе и пту
  • 23.1. Задачи физического воспитания, решаемые на занятиях гимнастикой в школе
  • 23.2. Содержание и методика занятий гимнастикой в младших, средних и старших классах
  • 23.3. Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп
  • 23.4. Характеристика гимнастических упражнений комплекса гто
  • 23.5. Методика обучения гимнастическим упражнениям комплекса гто
  • 23.6. Формы занятий гимнастикой
  • Глава 24 методика занятий гимнастикой с женщинами
  • 24.1. Задачи и содержание основной гимнастики для женщин
  • 24.2. Методические особенности проведения занятий
  • 24.3. Основные упражнения для женщин
  • 24.4. Контроль за состоянием здоровья
  • Глава 25 занятия гимнастикой с лицами среднего, пожилого и старшего возраста
  • 25.1. Значение гимнастики для лиц среднего, пожилого и старшего возраста
  • 25.2. Формы занятий
  • 25.3. Содержание и методические особенности занятий
  • 25.4. Планирование и дозировка физической нагрузки
  • 25.5. Врачебный контроль и самоконтроль
  • Часть V обеспечение занятий гимнастикой
  • Глава 26 места занятий и их оборудование
  • 26.1. Гимнастические залы
  • 26.2. Гимнастические снаряды
  • 26.3. Инвентарь
  • 26.4. Гимнастическая площадка
  • 26.5. Правила эксплуатации залов и оборудования
  • Глава 27 меры предупреждения травм на занятиях гимнастикой
  • 27.1. Причины травматизма в гимнастике
  • 27.2. Профилактика травматизма в различных видах упражнений
  • 27.3. Врачебный контроль и самоконтроль
  • 12.2. Техника акробатических упражнений, методика обучения

    12.2.1. Акробатические прыжки

    Прыжки - наиболее динамичные акробатические упражнения, широко применяемые не только в акробатике, но и в других видах спорта. Изучение акробатических прыжков начинается с простей­ших упражнений, которые в то же время служат подготовительными к освоению более сложных прыжков.

    Группировка, перекаты (рис. 143) - основные подготовитель­ные упражнения для кувырков и сальто; умение группироваться - одно из определяющих условий правильного использования этих упражнений. Поэтому необходимо изучить группировку сидя (а), в приседе (б), лежа на спине (в), а также широкую группировку (г) (захват руками за бедра снизу, снаружи у подколенных впадин, ноги врозь), которая применяется при исполнении некоторых акробатических упражнений. Например: круговой перекат, сальто боком.

    Перекаты изучаются из упора присев, из стойки на голове, лежа на спине, из стойки на коленях (д), из седа ноги врозь.

    Кувырок вперед (рис. 144). В упоре присев, опираясь руками впереди ступней, начать толчок ногами. Перенести тяжесть тела на руки, одновременно согнуть их, наклонить голову вперед и, ДО конца разгибая ноги, закончить толчок стопами. Перевернувшие через голову и коснувшись лопатками пола, быстро сгруппироваться. Перекатываясь на спине, сразу после касания стопами пола отпустить ноги и, посылая руки вперед, прийти в упор присев.

    При изучении кувырка вперед нужно повторить группировку и перекаты в группировке лежа на спине с переходом в сед и присел в группировке.

    Кувырок назад (рис. 145), Из упора присев, толкаясь руками, сгруппироваться, подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, перекатываясь на лопатки, быстро поставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцами к плечам) и, опираясь на них, прийти в упор присев. Во время кувырка ноги не разгибать. В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на польза плечами и отжаться.

    В момент переката через голову необходимо опереться на поставленные руки на польза плечами и отжаться.

    Колеса (рис. 146). Колесо выполняется вправо или влево в ли­цевой плоскости в стойку ноги врозь, руки в стороны. Поворот следует начинать только перед постановкой на пол первой руки (левой при выполнении влево). Руки и ноги ставятся по одной ли­нии, примерно через равные расстояния, тело совершенно прямое, ноги максимально разведены врозь. Основные компоненты техни­ки- мах одной и толчок другой ногой.

    Перед обучением колесу занимающимся следует усвоить стойку на руках ноги вместе и врозь (с поддержкой), затем выход в стой­ку на руках ноги врозь переворотом в сторону из стойки боком или лицом в направлении движения. Партнер, стоя сбоку испол­няющего со стороны спины, помогает ему выйти в стойку, поддер­живая левой рукой у поясницы справа, а правой слева. Далее из стойки на руках ноги врозь ученик с помощью партнера выполняет вторую половину переворота. После этого можно делать переворот колесом в целом (с места) из стойки лицом по направлению движе­ния с помощью. После этого осваивается колесо с темпового прыж­ка (с места), затем с 2-3 шагов и, наконец, с разбега.

    Переворот с головы (рис. 147). Основные компоненты техники этого элемента - толчок и мах ногами с последующим торможе­нием, толчок руками от пола и правильное приземление.

    Руки следует ставить возможно дальше от ног, без фазы поле­та, а лбом касаться пола несколько впереди рук (руки) и голова образуют вершины равностороннего треугольника. В момент ка­сания опоры головой следует энергичный разгиб прямыми ногами в тазобедренных суставах с последующим торможением относительно туловища и резким толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, в конце которой ученик приземляется на носки прямых ног, опускается на всю стопу и несколько амортизирует приземле­ние, слегка приседая. В этот момент туловище прогнуто, голова наклонена назад, руки вверху. Расстояние между линиями толчка ногами, опоры руками и приземления примерно равно.

    Обучение перевороту с головы начинается с повторения стойки на голове. Затем в стойке на голове занимающимся предлагается согнуть прямые ноги почти до касания пола носками и вновь ра­зогнуть в стойку на голове. Следует обращать особое внимание на приземление. Для этого можно использовать следующее упражне­ние: стоя в полутора-двух шагах от стены, наклониться назад и опереться руками о стену, руки согнуть. Оттолкнувшись от стены руками, наклонить голову назад и, подавая вперед колени и таз, встать, руки вверх. С этой же целью можно использовать парные упражнения: первый номер ложится на спину, поднимает руки вперед, согнутые ноги ставит ступнями на пол на ширине стопы. Второй становится у головы первого, берет его за руки. С небольшой помощью второго первый встает, подавая вперед колени и таз и наклоняя голову назад.

    1. Из положения лежа согнувшись на лопатках, руки вперед, резко разгибая тело в тазобедренных суставах, выполнить вскок разгибом с помощью двух партнеров, помогающих за руки.

    2. Из стойки на голове согнувшись, носки почти касаются пола. Падая назад, резко разогнуться в тазобедренных суставах, оттолк­нуться руками от пола и вскочить на ноги. Упражнение выполнять о возвышения 3-5 гимнастических матов с поддержкой партнера одной рукой за плечо, другой - под поясницу.

    Переворот вперед (рис. 148). Переворот вперед выполняется ма­хом одной ногой и толчком другой с опорой прямыми руками и приземлением на слегка согнутые ноги. Обязательно наличие фазы полета после толчка руками. При правильном исполнении этого элемента руки ставятся возможно дальше от ног, но без прыжка Выполняющий должен стремиться соединить ноги в момент окон­чания отталкивания совершенно прямыми руками. При приземле­нии надо прогнуться, руки поднять вверх, голову наклонить на­зад.

    Начинать обучение перевороту следует после того, как зани­мающиеся освоят переворот с головы. Далее следует выполнять следующие упражнения: 1. Стойка на руках у стены махом одной и толчком другой ноги. 2. Переворот на плечо преподавателя. За­нимающийся с разбега делает переворот, а преподаватель, стоя на линии разбега, в момент толчка руками подставляет плечо под его бедра и берет ученика к себе на плечо.

    После освоения переворота на прямые ноги изучаются его раз­новидности: переворот на одну, переворот прыжком и др. Для освое­ния высокого полета целесообразно выполнять переворот на воз­вышение из Ъ~ 4 матов (руки ставить до мата).

    Прыжок/из стойки на руках (курбет) (рис. 149). Из стойки на руках занимающийся незначительно сгибает ноги и, прогибаясь в поясничной части, теряет равновесие в направлении передней поверхности тела. В момент потери равновесия ноги резко раз­гибаются с последующим торможением, и ученик отталкивается руками от пола, переходя в фазу полета с рук на ноги.

    Затем, резко сгибаясь в тазобедренных суставах, занимающийся обеспечивает подъем плеч к моменту приземления. Руки поднимаются вверх, и упражнение заканчивается прыжком.

    Обучение нужно начинать с повторения стоек на руках без по­мощи партнера. Для освоения правильного разгибания в тазобед­ренных суставах необходимо несколько раа проделать опускание ног со стойки на руках в упор стоя согнувшись, затем то же на воз­вышении с последующим резким выпрямлением из этого положе­ния в стойку руки вверх. Затем выполнить это же упражнение с возвышения и рекомендовать толкнуться руками до касания но­гами пола. Для совершенствования курбета необходимо выполнять его с приземлением на возвышение из гимнастических матов.

    Переворот с поворотом (рондат) (рис. 150). Рондат служит переходным элементом от разбега к акробатическим прыжкам. Выполняется махом одной и толчком другой ногой с последователь­ной опорой прямыми руками, поворотом "на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение выполняется в вертикальной плоскости, левая рука (при повороте налево) и ноги ставятся по одной линии, правая рука - на 5-10 см влево-. Все упражнения исполняются в строго вертикальной плоскости. Поворот плеч сле­дует начинать непосредственно перед постановкой первой руки. Выход в стойку, соединение ног и поворот нужно стремиться выпол­нить в момент опоры правой рукой (при повороте налево). После маха правой ногой и поворота туловища на 90° необходимо соеди­нить ноги и затем продолжать дальнейший поворот туловища. После опоры руками обязательно должна быть фаза полета. Обу­чать рондату надо после освоения колеса и прыжка с рук на ноги (курбета), повторить также стойку на руках.

    Переворот назад (фляк) (рис. 151). Переворот назад - одно из основных акробатических упражнений. Выполняется он прыжком назад толчком двумя ногами с вращением назад прогнувшись и промежуточной опорой прямыми руками. Оттолкнувшись руками» занимающийся выполняет курбет и приземляется на обе ноги. Обя­зательны две фазы полета (до и после опоры руками), равные по вы­соте и длине. Вначале обучают полуприседу с отведением рук до отказа назад с небольшим наклоном плеч вперед и потерей равновесия назад.

    Далее повторяют курбет. Обучение непосредственно фляку начинается с медленного переворота через руки двух партне­ров. Ученик ложится спиной на их руки, его ставят в стойку на ру­ках для исполнения курбета. Можно выполнять это упражнение и вдвоем. Для этого двое занимающихся становятся вплотную друг к другу и поднимают руки вверх. Первый берет второго (исполняю­щего переворот) за лучезапястные суставы и наклоняется вперед, ставя его руки на пол перед собой. Второй ложится на спину пер­вому, наклоняя голову назад, прогибаясь в пояснице и расслабляя ноги. В стойке на руках, потеряв равновесие в направлении перед­ней поверхности тела, второй выполняет курбет. Затем переворот выполняется на лонже и после этого - самостоятельно.

    "

    Во всех классах описание программного материала по физической культуре начинается с раздела «Гимнастика». В системе физического воспитания гимнастика занимает одно из ведущих мест. Она открывает перед детьми удивительный мир разнообразных движений, новых ощущений, способности управлять своим телом, развивает необходимые навыки и жизненно важные физические качества, способствует развитию морально-волевых качеств характера, а значит и гармоническому развитию личности ребёнка в целом.
    Одним из основных средств развития координационных способностей является акробатика. Надеюсь, что предложенные мной упражнения помогут быстрее и легче освоить первые шаги в акробатике, разнообразят физкультурные занятия и просто помогут моим коллегам в работе.

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРУППИРОВКЕ И КУВЫРКИ БОКОМ

    Упражнение

    Методические указания

    Группировка (ознакомление)

    Колени плотно прижать к плечам, каждая рука держится за одноимённую ногу

    Наклоны вперёд ноги вместе и ноги врозь

    Совершенствование группировки в упражнениях ("Ёжики")

    «Ёжики» должны спрятать от лисы свои животики. – Дети по сигналу учителя быстро принимают положение «группировка»

    Перекаты в группировке

    «Ёжики» готовят гнёздышко для зимы, накалывают листики на свои иголки. – Дети выполняют перекаты

    Стойка на лопатках

    Руки должны плотно упираться в спину, локти держать узко.

    Положение "лёжа на спине, коснуться носками за головой"

    Кувырок боком из положения, лёжа на животе, прогнувшись

    Кувырок боком в группировке

    Кувырок боком из положения, сидя ноги врозь ("звёздочка")

    Кувырок назад через плечо

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУВЫРКОВ ВПЕРЁД

    Упражнение

    Методические указания

    Кувырок вперёд

    И.П. – упор присев. В начале движения колени пола не касаются, смотреть на свой живот или носки ног. Продолжить движение сгибая руки, выпрямляя ноги и не касаясь опоры головой, произвести кувырок вперёд.

    Кувырок вперёд с горки матов (сверху вниз)

    Кувырок вперёд на горку матов (невысокую)

    С небольшого разбега

    Кувырок вперёд на горку матов различной высоты с разбега

    Несколько кувырков вперёд в группировке подряд

    Контролировать группировку

    Кувырки вперёд шагом одной с приходом на другую

    Кувырки вперёд на одной

    Вторую поджать

    Кувырки вперёд с опорой одной рукой

    Кувырки вперёд в парах, держась за руки

    Кувырки вперёд без помощи рук

    Кувырки вперёд прыжком (длинный кувырок вперёд)

    Кувырки через препятствия различной высоты и ширины

    Кувырки вперёд в парах (и.п. – один, лёжа на спине, подняв ноги, держится за ноги партнёра; другой, стоит возле головы партнёра, держится за его ноги)

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КУВЫРКОВ НАЗАД

    Упражнение

    Методические указания

    Группировка

    Перекаты

    И.п. - стоя спиной к стене, выучить постановку рук внизу и перенос рук за голову

    Фото 2
    Фото 3

    И.п. - лёжа на спине, поставить руки за голову для кувырка назад

    Повторять это упражнение в разном темпе

    Перекаты из упора присев в упор присев

    То же с постановкой рук за голову для кувырка назад

    Кувырок назад с горки матов

    Обратить внимание на правильную постановку рук

    Кувырок назад с горки матов в упор стоя согнувшись, ноги врозь

    Заканчивая кувырок, не выпрямляться, а наоборот стараться поставить прямые ноги как можно раньше, можно взять носки на себя.

    Кувырок назад из и.п. ноги врозь в упор стоя согнувшись, ноги врозь

    Освоить безопасное падение в наклоне вперёд.

    Кувырок назад в группировке

    Кувырок назад согнувшись

    Кувырок назад в стойку на руках

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКОМУ ЭЛЕМЕНТУ "МОСТ"

    Упражнение

    Методические указания

    И.п. – упор лёжа согнув руки
    1 – упор лёжа прогнувшись
    2 – и.п.

    Живот от пола не отрывать, руки выпрямить, плечи опустить

    И.п. – Лёжа на животе, захватить ноги руками. Перекаты на животе вперёд – назад

    И.п. – упор лёжа прогнувшись. Ногами коснуться головы

    И.п. – стойка на коленях, пятки вместе, колени врозь. Наклоны назад

    Не стремиться достать головой ног, а тянуться животом вперёд, чтобы развивать подвижность тазобедренных суставов

    И.п. – Лёжа на спине – "мост"

    Руки выпрямить

    Лёжа на горке матов, упор руками о пол, ногами на маты – "мост"

    Перенести центр тяжести на руки, завести плечевые суставы вперёд

    «Мост», выпрямляя колени с переносом тяжести тела с ног на руки и обратно

    И.п. – стоя спиной к стене на расстоянии шага, наклоны назад с постановкой рук на стену и встать

    По стене не ходить. Наклон выполнять руками.

    То же, но с опорой на горку матов (возвышенность)

    По мере освоения выполняется с помощью и без помощи на полу.

    В результате использования данной методики ребята с удовольствием занимаются акробатикой на уроках, многие осваивают более сложные элементы, легко справляются с олимпиадными заданиями по физической культуре.

    Похожие статьи