Антропометрия. Техника проведения антропометрических измерений у детей разного возраста Как делать замеры

Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком (рис. 16).

Выполнение процедуры:

1. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие пациента.

2. Обработать руки гигиеническим способом.

3. Подготовить ростомер к работе.

4. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста.

5. Предложить пациенту встать в центре площадки (без обуви), спиной к вертикальной стойке.

6. Необходимо, чтобы пациент касался стойки не менее чем в 3 точках: пятками, ягодицами, лопатками.

7. Голову устанавливают так, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одной горизонтальной линии.

8. Скользящую планку ростомера опускают до соприкосновения с головой пациента (без надавливания).

9. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.

10. Предлагают пациенту осторожно сойти с площадки ростомера.

Точность измерения - до 0,5 см.

Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см.

http://bono-esse.ru
Причина этого - естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.

Рисунок 16.

Измерение роста пациента

Измерение массы тела (веса)

Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в течение суток от 1 до 1,5 кг. Взвешивание производят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. В настоящее время все большее применение находят электронные весы (рис. 17). Взвешивание производится утром натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника.

Выполнение процедуры:

1. Включить весы

2. На цифровом табло дождаться появления нулей.

3. Предложить пациенту осторожно встать в центре площадки (без обуви), при необходимости - помочь пациенту.

4. Подождать пока весы зафиксируют вес.

http://mebelmed.ru
5. Помочь пациенту сойти с весов.

6. Зафиксировать результат.

Рисунок 17.

Измерение массы тела

Измерение окружности грудной клетки

Окружность грудной клетки измеряют мягкой сантиметровой лентой. Измерение производят при спокойном дыхании, на максимальном вдохе и выдохе (рис. 18).

Для оценки физического развития используют главным образом данные антропометрических измерений (рост, вес, размеры отдельных частей тела и др.).

Измерение роста детей на первом году жизни. Измерение производят специальным ростомером в виде широкой доски длиной 80 см и шириной 40 см. С одной стороны доски нанесены деления в сантиметрах. У ее начала имеется неподвижная поперечная планка. В конце шкалы находится подвижная поперечная планка, легко передвигающаяся по сантиметровой шкале.

Ноги должны быть выпрямлены легким надавливанием левой руки на колени; правой рукой подводят подвижную планку ростомера плотно к подошвам выпрямленных ног.

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствуют росту ребенка. Точность таких измерений ± 0,5 см.

Измерение роста детей старшего возраста. Измерение производят ростомером, который представляет собой деревянную доску длиной 2 м 10 см, шириной 8 - 10 см и толщиной 50х75 см. На вертикальной доске нанесены 2 шкалы деления (в см): одна (справа) для роста стоя, другая (слева) для измерения длины тела сидя. По ней скользит планка длиной 20 см. На уровне 40 см от пола к вертикальной доске прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.



Взвешивают детей с момента рождения до 2-3 лет на чашечных весах с максимально допустимой нагрузкой до 20 кг (рис. 23.3). Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя – в килограммах, верхняя - в сотых долях килограмма. У коромысла весов есть противовес. В случае, если весы не уравновешены, следует осторожно повернуть шайбу (микровинт) на противовес к себе или от себя, ориентируясь на указатели равновесия.

Техника взвешивания : сначала взвешивают пеленку. Ребенка укладывают на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножки – на узкую часть лотка. Если ребенка можно посадить, то его сажают ягодицами на широкую часть лотка, ноги – на узкой части. Класть ребенка на весы и снимать с них можно только при закрытых коромыслах весов, стоя лицом к шкале весов. Показатели весов снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезки. После записи веса гири ставят на ноль, а коромысло весов – на предохранитель. Для определения веса ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Точность взвешивания ±10 мг.

Окружность головы измеряют сантиметровой лентой, которую проводят сзади через наиболее выдающуюся точку затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам (рис.23.5).

Размеры большого родничка у грудных детей определяют, измеряя расстояние от середины одной из четырех сторон его к другой, противоположной, но не по диагоналям (от угла к углу).

Для измерения высоты головы применяют антропометр или специальный циркуль, один конец которого устанавливают на макушке головы, а другой – на наиболее выдающейся части подбородка.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет оценка особенностей его грудной клетки и живота, а также соотношение окружностей.

Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя (рис 23.6). Ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди – по околососковым кружкам. У девочек пубертатного возраста спереди ленту проводят по четвертому ребру. Измерение у детей первого года жизни проводят в положении лежа, а у детей старшего возраста – стоя (руки опущены, дыхание спокойное).

Измерение груди проводят на высоте вдоха, при полном выдохе и при спокойном дыхании.

Для того чтобы измерить переднезадний и поперечный диаметры грудной клетки, пользуются особым циркулем. При измерении переднезаднего диаметра одну ножку циркуля помещают у нижнего конца тела грудины, а другую – на этом же уровне у остистого отростка позвоночника. Для определения поперечного диаметра ножки циркуля устанавливают по средней подмышечной линии на уровне нижнего края грудины.

Окружность живота измеряют на уровне пупка. Если живот значительно увеличен, измерительную ленту проводят в области наибольшего его выпячивания. Окружность живота у здорового ребенка должна измеряться до еды (большого значения для оценки состояния физического развития ребенка измерение живота не имеет). У больного ребенка такое неоднократное измерение бывает необходимо при наличии заболеваний, при которых происходят изменения в объеме живота (асцит, опухоли, метеоризм и пр.)

Длину туловища определяют по расстоянию от остистого отростка седьмого шейного позвонка до кончика копчиковой кости. У маленьких детей измерение туловища проводят в положении лежа на боку, у старших – в положении стоя: сантиметровая лента при измерении должна быть плотно приложена к поверхности спины.

Измерение конечностей . Длину конечностей измеряют антропометром Мартина, а при его отсутствии – обычной сантиметровой лентой.

Длину руки измеряют от акромиона до конца третьего пальца; длину плеча – от акромиона до верхушки локтевого сустава; длину предплечья – от локтевого сустава до середины запястья.

Окружность плеча определяют по области наибольшего развития двуглавой мышцы (верхней трети плеча). Измерение проводят два раза: сначала при свободно опущенной руке и расслабленных мышцах и затем – при напряженном состоянии мышц. Ребенка просят поднять руку до уровня плеча, и, согнув ее в локте, насколько возможно напрячь мышцы.

Длину ноги измеряют от большого вертела бедра до уровня подошвы; длину бедра – от большого вертела до коленного сустава; длину голени – от коленного сустава до лодыжки. Окружность бедра измеряют приблизительно на уровне промежности в наиболее широкой части бедра; измерительную ленту проводят горизонтально непосредственно под ягодичной складкой.

Окружность голени определяют на икроножных мышцах, на уровне их наибольшего объема.

23.2.Оценка физического развития детей разного возраста.

Физическое развитие ребенка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет как суммарный индикатор состояния здоровья отдельного ребенка и популяции, а показатели физического развития детей раннего возраста как критерий оценки социально-экономического развития отдельного региона, страны. Мониторинг физического развития детей раннего возраста ВОЗ считает одним из наиболее эффективных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками по снижению уровня смертности и заболеваемости детей раннего возраста. Оценка физического развития ребенка до 3 лет проводится на основании «Норм роста», которые разработаны ВОЗ в 2006 году и рекомендованы, как международный стандарт физического развития ребенка во всех странах независимо от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и вида питания. Данные нормы (стандарты) физического развития детей раннего возраста необходимо использовать:

Медицинским работникам: как эффективный инструмент скрининговой оценки физического развития детей раннего возраста для своевременного выявления отклонений от нормы и заболеваний, консультирование родителей, назначения в случае необходимости необходимого обследования и лечения;

Организаторам здравоохранения: как инструмент для обоснования необходимости разработки государственных и региональных программ, направленных на реализацию права ребенка на нормальное физическое развитие, поддержку грудного вскармливания, обеспечение рационального питания, повышение доступности и качества медицинской помощи детям и матерям;

Родителям: как инструмент, который позволяет семье вместе с медицинскими работниками более эффективно осуществлять мониторинг физического развития ребенка, понимать важность и необходимость выполнения рекомендаций по вскармливанию и питанию, своевременно обращаться за медицинской помощью.

Оценка физического развития проводится при каждом обязательном медицинском профилактическом осмотре ребенка. Медицинской сестрой выполняются антропометрические измерения (взвешивание, измерение длины / роста и окружности головы). Полученные данные наносятся на соответствующие графики физического развития, которые заполняются отдельно для мальчиков и девочек. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за определенный период времени и выявить проблемы физического развития. Также необходимо обратить внимание на динамику показателей за период наблюдения за ребенком.

Оценка физического развития детей старшего возраста также проводится на основании результатов антропометрических исследований, путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Для этого используют метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам и метод антропометрических стандартов. Метод ориентировочных расчетов по эмпирическим формулам базируется на знании основных закономерностей увеличения массы и роста, окружностей головы и грудной клетки. Следует отметить, что этот метод дает лишь приблизительную картину физического развития ребенка и редко используется педиатрами.

Метод антропометрических стандартов точный, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравниваются с нормативными соответственно возрасту и полу ребенка. Существуют регионарные таблицы стандартов двух типов: сигмальных (параметрического) и центильных (непараметрического).

Метод сигмальных стандартов . Суть данного метода заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними (стандартными) данными, разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей разного возраста. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак в отдельности.

Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак оценивается отдельно, без взаимосвязи с другими показателями.

Метод центильных стандартов . Суть метода заключается в следующем: все результаты измерений одного признака располагаются в восходящей градации в виде упорядоченного ряда. Этот упорядоченный ряд, охватывающий весь диапазон колебаний признака, делят на 100 интервалов. Попадания в них имеют равные вероятности, но диапазоны таких центильных интервалов в абсолютных единицах измерений неодинаковы. Центральной тенденцией упорядоченного ряда является пятидесятый центиль - медиана. Обычно для характеристики распределения приводят не все 100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.

Промежутки между центильным вероятностями называют центильным интервалами (коридорами). Этот метод не математический и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине. Он достаточно прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и потому широко используется в мире. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов роста массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушениях в состоянии здоровья и требуют тщательного анализа ситуации с применением соответствующих мер.

Контрольные вопросы

1. Антропометрические измерения и особенности их проведения у детей разного возраста.

2. Особенности проведения оценки физического развития детей разного возраста.


Измерение продольных размеров тела

Для измерения длины тела стоя используется вертикальная шкала с точностью измерения 0,1 см с перемещающейся по ней поперечной рейкой, которая может быть наложена на голову для определения крайней верхней точки тела – «верхушечной». Прибор, состоящий из неподвижно закрепленной вертикальной шкалы и подвижной горизонтальной планки, получил название ростомера.

Для правильного измерения длины тела необходимо соблюдать ряд требований.

Измеряемый босыми ногами становится на горизонтальную площадку ростомера спиной к его вертикальной стойке со свободно опущенными руками, хорошо сдвинутыми стопами ног и максимально разогнутыми коленями, касаясь стойки ростомера пятью точками: пятками, икрами голени, ягодицами, поверхностью спины между лопатками и затылком. Такое положение необходимо придать для того, чтобы сгладить влияние сутуловатости на величину длины тела. Голова измеряемого устанавливается так, чтобы нижний край глазницы находился в одной горизонтальной плоскости с центром наружного слухового отверстия. Следует проследить, чтобы измеряемый не вытягивался вверх и не подгибал колени. При измерении длины тела субъектов женского пола надо следить, чтобы поперечная планка касалась не прически, а головы. После придания испытуемому описанной выше позы поперечную рейку антропометра или скользящую планку ростомера опускают на наивысшую точку головы и производят измерения с точностью до миллиметра.

Здесь уместно привести замечание швейцарского антрополога Р. Мартина, который писал, что точное определение длины тела стоя требует от исследователя максимума внимания, так как многие сравнительные расчеты производятся к длине тела, то есть выражаются в процентах от индивидуальной длины тела. Подобные исследования теряют всякую цену, если длина тела определена неправильно.

Рекомендации для измерения длины тела детей. Длину тела детей следует измерять при вытянутом положении тела. Один исследователь прижимает пятки ребенка к полу другой берет ребенка обеими руками под сосцевидные отростки и слегка надавливает по направлению вверх, указывая ребенку, что он должен вытянуться как можно выше. Этот прием устраняет или снижает дневные колебания длины тела, которые в противном случае могут быть выражены значительно (от 1,5 до 3,5 см). При измерении взрослых субъектов эти манипуляции не обязательны, так как за счет напряжения мышц колебания могут быть сглажены!

Примечание. При отсутствии ростомера и антропометра точное измерение длины тела можно произвести с помощью сантиметровой ленты и прямоугольного чертежного треугольника. Лента укрепляется с помощью кнопок по отвесу к дверному косяку без плинтуса, чертежный треугольник служит поперечной планкой, измерения производят как обычно.

Измерение длины тела сидя (длины туловища, шеи и головы). Измеряемый садится на табурет ростомера, соприкасаясь с его вертикальной планкой ягодицами, спиной на уровне лопаток и затылком. Необходимо проследить, чтобы ноги были сомкнуты, голова находилась в положении, описанном выше. Измерения производятся, как описано выше. При измерении длины тела сидя антропометром, последний устанавливается на табурете, на котором измеряемый сидит с выпрямленной спиной.

Примечание. При отсутствии антропометра и ростомера измерение можно провести с помощью сантиметровой ленты, которая укрепляется вдоль стены или дверного косяка с таким расчетом, чтобы «ноль» располагался строго на уровне сидения табурета. В остальном измерения производятся, как описано ранее.

Измерение длины руки и ее сегментов. Измеряемый находится в положении основной антропометрической стойки, определяется высота плечевой точки над уровнем пола или щита, на котором стоит обследуемый, и высота кончика среднего пальца обследуемой руки над тем же уровнем; длина руки равна разности между этими величинами. Измерение длины плеча производится антропометром от плечевой точки до лучевой у верхнего края головки лучевой кости. Истинная длина плеча равна разности между измеренными величинами. Измерение длины предплечья производится от лучевой точки до шиловидной – на дистальном конце лучевой кости. Измерение длины кисти производится от шиловидной точки до пальцевой на конце третьего пальца.

Измерение длины ноги и ее сегментов. Измерение длины нижней конечности затрудняется тем, что точно определить проксимальную точку, от которой следует производить измерения, трудно. В связи с этим авторы предлагают по-разному определять верхнюю точку. Французские антропологи за исходную точку для измерения принимают верхушку большого вертела, немецкие антропологи – верхне-переднюю ость подвздошной кости. Р. Мартин предлагает определять длину нижней конечности от верхне-передней ости подвздошной кости до подошвы (пола), а из полученного результата вычитать у мужчин 5 см, а у женщин – 4 см. Несомненно, данные, полученные таким путем, не могут быть точными, так как расстояние от верхне-передней подвздошной ости до головки бедренной кости подвержено резким индивидуальным колебаниям.

Московская комиссия по антропологии рекомендовала определять длину нижней конечности от верхнего края лонного симфиза. Иногда длину нижней конечности определяют как разность между длиной тела стоя и сидя. Длина ноги, определенная таким образом, несколько меньше ее истинной анатомической длины, так как вертлужная впадина оказывается выше сидения.

Все перечисленные выше способы определения длины нижней конечности не дают истинных ее размеров, соответствующих скелетным. Наиболее точный способ был предложен К. З. Яцутой, который нашел, что верхний край головки бедренной кости соответствует точке, находящейся на середине расстояния от верхне-передней
подвздошной ости до середины симфиза (рис. 8.15). Эта точка была названа «паховой».

В связи с тем, что предложено несколько методов определения длины нижней конечности, всегда необходимо указать, как была определена ее длина, иначе материал будет несопоставим. Длину нижней конечности целесообразно определять антропометром от паховой точки до пола или щита, на котором стоит обмеряемый. Измерение длины бедра производится антропометром от паховой точки проксимально до верхнеберцовой внутренней точки, которая при разогнутом колене располагается наиболее высоко. Для определения этой точки необходимо слегка согнуть колено и ощупать область суставной щели коленного сустава изнутри, на наиболее выступающую вверх костную точку большеберцовой кости помещают ноготь пальца, к которому затем подводят планку измерительного инструмента. Измерение длины голени производится антропометром от верхнеберцовой точки до нижнеберцовой точки, которая находится на конце внутренней лодыжки и при выпрямленных ногах занимает наиболее низкое положение. Высота стопы определяется от нижнеберцовой точки до пола или щита, на котором стоит обмеряемый субъект (см. рис. 8.13).

Длина стопы определяется антропометром от пяточной точки до наиболее выступающей вперед точки стопы «конечной», которая находится на конце второго или первого пальцев.

Измерение длины позвоночника и его отделов производится при положении испытуемого в основной антропометрической стойке.

Общая длина позвоночника измеряется от точки «инион» до верхушки копчика. Вначале антропометром измеряется положение точки «инион» над полом, затем копчика. Длина позвоночного столба определяется вычитанием из результата первого измерения второго. Длина шейного отдела позвоночного столба измеряется от точки «инион» до середины остистого отростка VII шейного позвонка, то есть шейной точки. Длина грудного отдела измеряется от остистого отростка VII шейного позвонка до верхнего края остистого отростка ХII грудного позвонка. Длина поясничного отдела измеряется от верхнего края остистого отростка ХII грудного позвонка до нижнего края остистого отростка V поясничного позвонка, то есть поясничной точки. Длина крестцово-копчикового отдела определяется от нижнего края остистого отростка V поясничного позвонка до верхушки копчика. Часто в исследованиях используется общая длина подвижной части позвоночника, измеренная от «иниона» до поясничной точки.

Необходимо всегда помнить, что вследствие наличия естественных изгибов позвоночника, общая длина его всегда меньше суммы отдельно замеренных отделов.

Размеры позвоночника и его отделов могут быть измерены сантиметровой лентой между вышеописанными точками, но величины будут несколько больше, чем полученные с помощью антропометра. Поэтому всегда следует указать, каким образом получены цифры.

Измерение поперечных размеров тела

Измерение поперечных размеров тела производится толстотным циркулем (точность измерения 0,5 см) или же головной частью антропометра, которая с помощью дополнительной планки превращается в штангенциркуль (точность измерения 0,1 см).
Техника измерения: ножки циркуля берутся между указательным и большим пальцами рук. Кончиками средних пальцев находят соответствующие анатомические образования (антропометрические точки) и под контролем пальцев к ним плотно прижимают концевые утолщения циркуля.

Ширина плеч определяется между плечевыми точками, то есть между наиболее выдающимися в латеральном направлении точками верхнелатерального края акромиального отростка той и другой сторон плеч. Полученная в результате измерений величина характеризует сквозной размер между названными точками. Поперечный (фронтальный) диаметр грудной клетки измеряется толстотным циркулем между точками, находящимися на пересечении средней подмышечной линии и горизонтали, проведенной через место прикрепления IV ребра к грудине, то есть через среднегрудинную точку.

Некоторые авторы предлагают кроме названного размера определять еще и максимальный поперечный размер грудной клетки, то есть между точками грудной
клетки, наиболее выступающими в латеральную сторону, отмечая, на уровне какого ребра она располагается.

Переднезадний (сагиттальный) диаметр грудной клетки измеряется между среднегрудинной точкой, расположенной на уровне прикрепления IV ребра к грудине, и остистым оnростком грудного позвонка, находящегося в этой горизонтальной плоскости.

Все показатели грудной клетки снимают в момент дыхательной паузы.
Измерения таза. Все измерения таза производятся в положении измеряемого стоя с плотно сомкнутыми бедрами. При антропометрических измерениях принято определять три фронтальных и один сагиттальный размер таза (рис. 8.17).

Ширина таза 1 определяется между подвздошно-гребешковыми точками справа и слева, то есть наиболее выступающими кнаружи точками на гребне подвздошной кости. Точность измерения 0,5 см. При измерении этого размера следует ножками циркуля лишь слегка надавливать на измеряемую область, иначе за счет деформации мягких тканей получается большая ошибка в измерениях.

Ширина таза 2 определяется между подвздошно-остистыми передними точками правой и левой стороны. Измерение производится так же, как и в предыдущем случае.

Ширина таза 3 измеряется между вертелами правой и левой стороны, между их верхушками. Сагиттальный размер таза можно измерить от лобковой точки, находящейся на верхнем крае лобкового симфиза, до поясничной точки, находящейся на вершине остистого отростка У поясничного позвонка. Однако это условие трудно выполнимо в связи с тем, что остистый отросток трудно прощупать, поэтому предлагают вторую ножку циркуля ставить в хорошо прощупывающуюся щель между остистыми отростками последнего поясничного и первого крестцового позвонка.

Примечание. В том случае, когда трудно прощупать названные выше образования, следует ориентироваться на середину высоты между двумя горизонтальными линиями, одна из которых проводится между верхними краями обоих подвздошных гребней, другая – между задними остями подвздошных костей. Для расчета костной массы, степени развития скелета необходимо определить ширину мыщелков плеча, бедра, ширину костей предплечья, голени, ширину кисти и стопы.

Измерения на верхней конечности. Ширина мыщелка плеча определяется штангенциркулем при согнутом локтевом суставе. Одна ножка циркуля ставится на медиальный мыщелок – возвышение плечевой кости, наиболее выступающее вовнутрь, вторая – на латеральный надмыщелок – возвышение мыщелка плечевой кости, выступающее кнаружи.

Ширина костей предплечья определяется между шиловидными отростками. Одна ножка циркуля ставится на локтевую кость, вторая – на лучевую, при измерении ножки слегка зажимают.

Измерение ширины кисти производится на уровне головок пястных костей приполностью разогнутых пальцах кисти. Одна ножка циркуля ставится на наружную поверхность головок второй пястной кости, вторая – на внутреннюю поверхность головки пятой пястной кости.

Измерения ширины мыщелка бедренной кости производится штангенциркулем, одна ножка которого ставится на Медиальный надмыщелок бедренной кости, вторая – на латеральный надмыщелок. При измерениях на ножки циркуля слегка нажимают.

Ширина костей голени определяется между лодыжками малоберцовой и большеберцовой костей; измерение подобно измерению на предплечье.

Измерение ширины стопы производится штангенциркулем на уровне головок плюсневых костей. Испытуемый должен встать, равномерно опираясь на обе стопы.



АНТРОПОМЕТРИЯ

(измерение массы, длины тела, окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра) с оценкой физического развития по перцентильным таблицам

Правильная оценка физического статуса ребёнка невозможна без регулярных измерений и точного соблюдения техники проведения антропометрии.

Методика измерения длины тела стоя

(дети старше года)

Длина тела (рост) - один из главных показателей общего размера тела и длины костей.

Длина тела определяется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом или подвижного антропометра. Антропометрия проводится утром, обувь и носки должны быть сняты. Допустимо оставить тонкие обтягивающие носки или чулки.

Оснащение:

Вертикальный ростомер;

Бумажная салфетка одноразового применения;

Бумага, ручка.

Подготовка к процедуре: объяснить маме/родственникам цель исследования, получить согласие мамы. Подготовить необходимое оснащение.

Откинуть «скамеечку» ростомера. Обработать нижнюю площадку дезинфицирующим средством. Постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения.

Выполнение процедуры: поднять подвижную планку ростомера, предварительно сняв обувь. Помочь ребёнку правильно встать на площадке ростомера, держа расслабленные руки вдоль тела:

а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок;

б) расположить голову так, чтобы наружный угол глаза и козелок уха располагались на одной горизонтальной линии;

в) опустить подвижную планку ростомера (без надавливания) к голове ребёнка до соприкосновения с верхушечной точкой;

г) определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале делений).

Завершение процедуры.

Помочь ребёнку сойти с ростомера и снять показания. Записать результат. Сообщить результат ребёнку/ маме. Убрать салфетку с ростомера. Протереть нижнюю площадку ростомера дезинфицирующим средством.

Измерение длины тела детей от 1 года до 3 лет можно проводить тем же ростомером и по тем же правилам, только ребенка ставят не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку и отсчет роста проводят по левой шкале.

Длина тела сидя детей старше двух лет измеряется, когда он сидит на табурете, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голова находится в том же положении, что и при измерении длины тела стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Рост определяют с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

Методика измерения длины тела у детей первого года



Жизни

У детей младшего возраста длину тела измеряют в положении лёжа с помощью горизонтального ростомера.

Оснащение:

Горизонтальный ростомер;

Резиновые перчатки;

Пелёнка;

- ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Бумага, ручка.

Подготовка к процедуре: Объяснить маме/родственникам цель исследования. Получить согласие на проведение процедуры.

Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой «к себе». Подготовить необходимое оснащение.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Обработать рабочую поверхность ростомера дезинфицирующим раствором с помощью ветоши.

Постелить пелёнку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).

Обязательное условие: измерения производят два человека. Исследователь находится с правой стороны ребёнка.

Выполнение процедуры: у ложить ребёнка на ростомер головой к неподвижной планке. Протереть рабочую поверхность горизонтального ростомера дезинфицирующим средством.

Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Теменная часть головы ребёнка должна плотно соприкасаться с неподвижной вертикальной планкой ростомера, руки вытянуты вдоль тела.

Выпрямить ноги малыша лёгким нажатием левой рукой на колени ребёнка. Правой рукой придвинуть согнутую под прямым углом, подвижную планку ростомера к подошвенной стороне стоп ребенка. По шкале определить длину тела ребёнка.

Аккуратно убрать ребёнка с ростомера. Записать результат. Сообщить результат маме.

Убрать пелёнку с ростомера. Вымыть и осушить руки.

Оценка измеренного показателя длины тела проводится путём сопоставления его с перцентильными таблицами Мазурина и Воронцова или перцентильными кривыми длины и массы тела (рис. 1 и 2). Возможна оценка по степени отклонения от средних значений (коэффициент стандартного сигмального отклонения) отдельно для мальчиков и девочек.

Перцентильные таблицы длины тела . При оценке, показатели длины в интервале от 25 до 75 перцентиля свидетельствуют о среднем физическом развитии для данного возраста и пола; показатели длины в интервале от 25 до 3 перцентиля и от 75 до 97 перцентиля соответствуют уровню физического развития ниже и выше среднего соответственно; а показатели длины тела ниже 10 перцентиля и выше 90 перцентиля характеризуют низкое и высокое физическое развитие соответственно (табл.1).

Перцентильные кривые роста . Оценка уровня физического развития по перцентильным кривым роста и веса (рис. 1 и 2) оценивается путём сопоставления возраста (нижняя шкала) и роста или веса ребёнка (боковая шкала).

Рисунок 1. Перцентильные кривые веса и роста для девочек.

Рисунок 2. Перцентильные кривые веса и роста для мальчиков.

Таблица 1

Значения перцентилей длины тела у мальчиков и девочек в возрасте

от 1 до 18 лет *

Воз-раст, годы Рост, см
Мальчики Девочки
Процентили Процентили
5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й 5-й 10-й 25-й 50-й 75-й 90-й 95-й
71,7 72,8 74,3 76,1 77,7 79,8 81,2 69,8 70,8 72,4 74,3 76,3 78,0 79,1
82,5 83,5 85,3 86,8 89,2 92,0 94,4 81,6 82,1 84,0 86,8 89,3 92,0 93,6
89,0 90,3 92,6 94,9 97,5 100,1 102,0 88,3 89,3 91,4 94,1 96,6 99,0 100,6
95,8 97,3 100,0 102,9 105,7 108,2 109,9 95,0 96,4 98,8 101,6 104,3 106,6 108,3
102,0 103,7 106,5 109,9 112,8 115,4 117,0 101,1 102,7 105,4 108,4 111,4 113,8 115,6
107,7 109,6 112,5 116,1 119,2 121,9 123,5 106,6 108,4 111,3 114,6 118,1 120,8 122,7
113,0 115,0 118,0 121,7 125,0 127,9 129,7 111,8 113,6 116,8 120,6 124,4 127,6 129,5
118,1 120,2 123,2 127,0 130,5 133,6 135,7 116,9 118,7 122,2 126,4 130,6 134,2 136,2
122,9 125,2 128,2 132,2 136,0 139,4 141,8 122,1 123,9 127,7 132,2 136,7 140,7 142,9
127,7 130,1 133,4 137,5 141,6 145,5 148,1 127,5 129,5 133,6 138,3 142,9 147,2 149,5
132,6 135,1 138,7 143,3 147,8 152,1 154,9 133,5 135,6 140,0 144,8 149,3 153,7 156,2
137,6 140,3 144,4 149,7 154,6 159,4 162,3 139,8 142,3 147,0 151,5 155,8 160,0 162,7
142,9 145,8 150,5 156,5 161,8 167,0 169,8 145,2 148,0 152,8 157,1 161.3 165,3 168,1
148,8 151,8 156,9 163,1 168,5 173,8 176,7 148,7 151,5 155,9 160,4 164,6 168,7 171,3
155,2 158,2 163,3 169,0 174,1 178,9 181,9 150,5 153,2 157,2 161,8 166,3 170,5 172,8
161,1 163,9 168,7 173,5 178,1 182,4 185,4 151,6 154,1 157,8 162,4 166,9 171,1 173,3
164,9 167,7 171,9 176,2 180,5 184,4 187,3 152,7 155,1 158,7 163,1 167,3 171,2 173,5

Примечание. * Поданным Growth and Development. // Nelson Textbook of Pediatrics. / Eds. Nelson W.E., Behrman R.E., Kliegman R.M., Arvin A.M. – Philadelphia, 1996. – P. 50-52.

Измерение массы тела (возраст до 2 лет)

Масса тела является одним из важных и в то же время наиболее простым для измерения параметром, позволяет говорить о гармоничности телосложения, определяется при помощи напольных медицинских весов.

Обязательное условие: Взвешивать ребенка натощак, в одно и то же время, после акта дефекации.

Оснащение:

Электронные весы для взвешивания детей массой до 15 кг.;

Резиновые перчатки;

Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Бумага и ручка.

Подготовка к процедуре: объяснить маме/родственникам цель процедуры. Установить весы на ровной устойчивой поверхности.

Вначале следует приготовить весы к работе. Обработать съемную платформу весов дезинфицирующим раствором с помощью ветоши. Вымыть и осушить руки.

На передней панели весов имеется шестиразрядный цифровой индикатор, кнопка «Т» и другие кнопки. На правой боковой стенке – сетевой переключатель. Сначала следует проверить включение в сеть сетевого шнура, затем надо нажать на сетевой переключатель – при этом на цифровом индикаторе высвечиваются цифры последовательно от «888888» до «000000». Через 15 сек. на табло устанавливается показатель «0.000» - весы готовы к работе.

Выполнение процедуры:

Положить на платформу пеленку, дождаться прекращения мигания точек на индикаторе и нажать кнопку «Т» (масса пеленки записывается в память). Придерживая голову ребенка, уложить его на платформу. Через 15 сек. на цифровом индикаторе высветится масса ребенка.

Осторожно снять ребенка с весов, при этом показатель массы остается зафиксированным еще на 35-40 сек. До истечения этого времени убрать показатель массы (обнулить) можно нажатием кнопки «Т». При перегрузке весов на табло высвечивается символ «Н».

Завершение процедуры: с ообщить результаты маме.

Убрать пеленку с весов. Протереть рабочую поверхность весов дезинфицирующим средством. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Измерение длины окружности той или иной части тела называют замерами. Это лишь малый сегмент всей антропометрии человека. Умение измерять свое тело необходимо для фитнеса и бодибилдинга.

Для чего нужно делать замеры

Замеры помогают отслеживать динамику вашего прогресса. Визуально вы не всегда сможете определить изменился обхват вашей части тела или нет, а благодаря измерительной ленте вы сможете узнать даже о самом незначительном изменении.

Если же изменений нет, то вы будете знать, что необходимо подкорректировать свой тренировочный план и режим питания.

Когда делать замеры

Делайте замеры с утра, натощак, и даже желательно в одно и то же время. Тогда погрешности из-за условий измерения вообще не будет.

Как делать замеры

Замеры делаются с помощью сантиметровой ленты. Очень важно чтобы лента располагалась вдоль оси кости, а не по диагонали, наискосок или поперек. Она должна лежать плотно поверх вашей кожи, но нисколько не сдавливать ее.

Единого правила замеров нет, не существует самого удобного и разумного способа их делать. Поэтому далее будет описано как произвожу замеры именно я (все максимально подстроил под себя и упростил измерения там, где можно).

Как делать замеры тела

Запястье

Положение и состояние: согните руку в локте для удобства измерения. Рука расслаблена.
Место замера: чуть дальше от кисти, в самом тонком месте предплечья.

Предплечье

Положение и состояние: согните руку в локте (угол между предплечьем и бицепсом около 90 градусов), сожмите кисть в кулак и согните кулак в сторону предплечья до угла в 90 градусов. Все мышцы руки напряжены; важно напрячь на только внутренние мышцы предплечья (в их сторону мы согнули кисть), но и внешние мышцы.
Место замера: самая широкая часть предплечья, на 1-2 см подальше от перехода в плечо.

Плечо

Положение и состояние: согните руку в локте (угол между предплечьем и плечом около 70 градусов). Все мышцы руки напряжены; напрягаем и бицепс и трицепс, а не только изолированно бицепс.
Место замера: самая широкая часть плеча, примерно середина бицепса или же место его пика (если он есть).

Положение и состояние: стойте ровно, подбородок приподнят. Шея расслаблена.
Место замера: чуть выше основания шеи и чуть ниже уровня кадыка.

Плечевой пояс

Положение и состояние: стойте ровно, плечи слегка отведите назад, руки опущены. Все мышцы плечевого пояса и спины расслаблены.
Место замера: измерительная лента должна проходить через середину дельтовидных мышц, верх груди и вдоль лопаток.

Грудь

Положение и состояние: стойте ровно, дыхание умеренное (без активных вдохов и выдохов). Торс полностью расслаблен.
Место замера: самая широкая часть груди, выше уровня сосков на 1-3 см.

Живот

Положение и состояние: стойте ровно, дыхание умеренное (без активных вдохов и выдохов). Живот напряжен статически – не расслабляем его специально, но и не сокращаем мышцы пресса.
Место замера: примерно середина живота, чуть выше уровня пупка. Для кого-то это место будет талией, а для кого-то наоборот – самым широким местом.

Положение и состояние: стойте ровно. Ягодичные мышцы расслаблены.
Место замера: самая широкая часть таза, примерно середина ягодичных мышц.

Бедро

Положение и состояние: стойте ровно, основную опору держите на той ноге, которую замеряете. Коленный сустав максимально выпрямлен, мышцы бедра напряжены.
Место замера: самая широкая часть бедра, обычно находится у самого верха, примерно на 5-7 см ниже перехода бедра в таз.

Голень

Положение и состояние: измеряйте голень сидя. Напрягите мышцы голени, встав на носок и перенеся часть нагрузки, словно вы опираетесь не только тазом на стул, но и ступней на пол.
Место замера: самая широкая часть голени, обычно ниже на 5-7 см от места перехода голени в бедро.

Лодыжка

Положение и состояние: измеряйте лодыжку сидя. Нога расслаблена.
Место замера: чуть выше начала стопы, в самом тонком месте голени.

Правила измерений и ответы на вопросы

Общее

Теперь рассмотрим общие правила замеров и возможно возникшие у вас вопросы.

Как часто делать замеры

Делать замеры рекомендуется регулярно. А насколько регулярно зависит от вашего тренировочного периода. Если ваша цель поддерживать форму, то замеры стоит делать раз в 2-3 месяца. Если вы максимально пытаетесь сбросить вес или набрать мышечную массу, то замеры следует делать 1 раз в неделю.

Замеряйте в одном и том же месте

Очень важно запомнить в какое именно место вы прикладываете измерительную ленту. И всегда измеряйте именно в этом месте, именно у тех опознавательных знаков, которые вы для себя выделили. Это позволит вам избежать даже самой маленькой погрешности.

Замеряйте по нескольку раз

Замеры одной и той же части тела желательно производить по нескольку раз, чтобы удостовериться в правильности получившегося значения.

Нужно ли напрягать мышцы

Лично я замеряю в напряжении только предплечье, плечо, бедро и голень. Но в принципе все замеры можно делать без напряжения. А вот делать все замеры с напряженными мышцами – не вижу смысла.

Если вы обычный посетитель тренажерного зала, который хочет быть в хорошей форме, но не имеет цели выступать на соревнованиях, то вы можете делать замеры без напряжения мышц. Это будет оправдано, поскольку вы не идете по городу надутые и в напряжении – вы же не на сцене. Более того разница между напряженной мышцей и расслабленной (по обхвату, а не по визуальному облику) практически не отличается.

Можно ли измерять грудь на вдохе/выдохе или втягивать живот

Если вы выступающий атлет и ваша цель показать максимально возможный визуальный результат, и вы делаете вдох во время соревновательной позы, чтобы быть больше, то вам есть смысл измерять грудную клетку на вдохе. Также есть смысл замерять втянутый живот, если спортсмен на сцене его втягивает, делает вакуум.

Тут есть два момента, почему я за нейтральное состояние груди и живота. Во-первых, большинству людей соревнования не нужны, а в жизни мы же не будем делать глубокий вдох или вакуум. А во-вторых, у людей будут слишком различны показатели между вдохом и выдохом, если возьмем в пример пловцов или людей, которые играют на духовых музыкальных инструментах. У тех кто практикует боевые искусства, цигун или йогу, будет вакуум куда лучше, чем у обычного атлета. В общем теряется усредненность показателей.

Если вы что-то делаете иначе

Лучше всего следовать изложенной выше системе замеров, но если вы измеряете по-другому, то это не страшно. Вы можете измерять в любом месте, при любых условиях, в любое время, с напряженной мышцей или без, но главное – делать это всегда одинаково. Тогда ваша история изменений в любом случае покажет в каком направлении вы двигаетесь, происходит прогресс или же вы стоите на месте.

Попросите помощи в замерах

В принципе, самостоятельно можно измерить все части тела, даже плечевой пояс, но это не так просто и возможна погрешность. Поэтому попросите друга или родственника помочь вам сделать замеры в трудных местах (плечевой пояс, грудь, шея).

Что делать если нет измерительной ленты

Заменить измерительную ленту можно ниткой или вырезанной полосой бумаги. Необходимо будет замерить часть тела, а потом с помощью обычной линейки узнать получившуюся длину. Но такой способ гораздо менее удобный и с довольно большой погрешностью. Поэтому лучше купить измерительную ленту, которая точно продается в любом швейном магазине.

Эксплуатация измерительной ленты

Помните, что со временем измерительная лента может измениться в длине (сядет или растянется). Поэтому было бы правильным раз в год измерять ее обычной линейкой, которая обладает точной шкалой, и при необходимости купить новую ленту.

Подведем итоги

Общее

Краткая информация о замерах тела:

  1. Замеры необходимы чтобы отслеживать динамику изменений своего тела.
  2. Делать замеры желательно с утра, натощак.
  3. Измеряют тело с помощью сантиметровой ленты.
  4. Очень важно запомнить в каком именно месте вы делаете замер; все последующие разы нужно измерять точно там же.
  5. Замеры одной части тела делайте по нескольку раз – так вы получите точное значение.

Дополнительная информация

Для мужчин важно измерять все части тела. Девушкам же в основном нужно измерять живот, таз, бедро и голень. А вот измерять запястье и лодыжку нет особого смысла, если вы уже знаете их размер. Только при очень большой разнице в весе эти части тела могут стать меньше или больше.

Небольшая ассиметрия в замерах между правой стороной и левой — это вполне нормально.

Похожие статьи