Часы единоборства на уроках физкультуры в школе. Структура уроков физической культуры на основе применения самбо в общеобразовательной школе

Упражнения в парах, разминка, правила соревнований и основы знаний.

Для того чтобы обучить учащихся X–XI классов элементам единоборств, необходимо сформировать у них умение вести схватки с использованием определённого набора приёмов как в положении стоя, так и в положении лёжа. Обычно урок по овладению элементами единоборств начинается с разминки.

Разминка используется для подготовки организма к выполнению приёмов борьбы для совершенствования техники единоборств. Разминку рекомендуется начинать с медленного бега и несложных движений руками, туловищем и головой во время передвижения (махи, рывки руками перед грудью, выпады вперёд и в стороны, повороты вокруг своей оси, наклоны и вращения головой). Всё выполняется в течение 2–4 мин.

Затем переходят к выполнению специальных упражнений. Это могут быть приседания на одной ноге, широкие махи ногой вперёд-назад и в стороны, отжимание в упоре лёжа, поднимание прямых ног из положения лёжа на спине, сгибание и разгибание туловища лёжа на спине, упражнения на гибкость для ног, рук, туловища.

В разминке можно использовать упражнения с отягощением. При этом акцент необходимо делать не на развитие силы мышц, а на скорость движений. Заканчивают разминку обычно выполнением акробатических упражнений (кувырков вперёд и назад, подъёмов разгибом, стоек на руках с помощью) и приёмов самостраховки, изученных на предыдущих уроках (падение на бок из положения приседа, падение вперёд с кувырком, падение назад из приседа).

Длительность разминки зависит от тех задач, которые поставлены на данный урок физической культуры. Если запланировано изучение новых приёмов, то интенсивность и длительность разминки не должна быть большой, как правило, около 3–5 мин. Если запланированы учебные схватки или развитие основных двигательных способностей, необходимых для единоборств (мышечной силы, скоростной выносливости, координационных способностей), то время для разминки увеличивается до 7–10 мин, а интенсивность выполнения упражнений приближается к максимальной.

После разминки необходимо поработать над совершенствованием самостраховки. Этот важнейший элемент единоборств иногда игнорируется как учителями физической культуры , так и самими учащимися. Однако прочное владение приёмами самостраховки позволяет практически избежать травм на уроках с изучением единоборств и делает обучение приёмам борьбы более успешным. В старших классах рекомендуется освоить с учащимися падение назад из стойки, падение на бок из положения стоя и падение кувырком вперёд через лежащего партнёра. Отработку приёмов самостраховки рекомендуется проводить поточным методом. Учитель при этом имеет возможность контролировать выполнение приёмов каждым учащимся и при необходимости вносить исправления в технику приёма.

В основную часть, как правило, включают освоение 1–2 новых приёмов, а также совершенствование ранее изученных приёмов в различных сочетаниях. В старших классах рекомендуется обучить учащихся новым приёмам в стойке (передней подножке и броску через бедро, а также прямому удару кулаком в голову и защите от него, обезоруживанию при ударе ножом сверху), а также при борьбе лёжа.

В процессе обучения отдельному приёму выделяют три этапа: знакомство с приёмом, разучивание и закрепление. Основная цель ознакомления состоит в создании у учащихся целостного представления о технике выполнения данного приёма. При этом используются рассказ, показ выполнения приёма в целом и отдельных его элементов. Полезно ознакомить учащихся с ситуациями, когда приём может быть применён. После этого переходят к разучиванию приёма. Разучивание целостным методом осуществляется тогда, когда приём прост по своей структуре (например, удар кулаком в голову). Более сложные приёмы (броски, защита от ударов в голову, обезоруживание) разучиваются по частям. Например, при обучении передней подножке учащиеся последовательно выполняют следующие действия: захват соперника, поворот к сопернику спиной, выведение соперника из равновесия, постановка своей ноги к атакуемой ноге соперника, бросок соперника. Не рекомендуется делить приём на очень мелкие детали, так как учащиеся в этом случае могут запутаться в последовательности их выполнения. Когда все части приёма демонстрируются учащимися достаточно уверенно, приём выполняют целиком в замедленном темпе. По мере усвоения приёма скорость его выполнения постепенно увеличивают и доводят до максимальной.

После завершения этапа освоения переходят к совершенствованию умения. Для этого приём выполняют многократно, с постепенным усложнением. Это достигается при помощи следующих методических приёмов: изменение исходного положения, выполнение приёма на быстроту, увеличение количества непрерывных повторений приёма, выполнение приёма по команде. Как правило, основная часть урока по овладению и совершенствованию техники единоборств в старших классах не превышает 20 мин, так как учащиеся могут быстро устать и это приведёт к нарушениям техники выполнения приёмов.

В X–XI классах учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приёмы борьбы лёжа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в VIII–IX классах, следует широко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). В этот период усиливается сопряжённое совершенствование сложной техники единоборств и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.

Для освоения программного материала можно отводить время всего урока или включать элементы единоборств при прохождении материала других разделов, прежде всего гимнастики. Учитывая ограниченность времени, выделяемого на базовую часть для глубокого освоения этого вида, следует использовать часы вариативной части, а также внеклассные и самостоятельные занятия. Наряду с юношами раздел единоборств могут осваивать и девушки, проявившие к этому интерес.

Для освоения техники владения приёмами единоборств в X–XI классах применяют приёмы самостраховки, борьбы лёжа и стоя, учебные схватки. Развитие координационных способностей осуществляется при использовании пройденного материала, подвижных игр. Развитию силовых способностей и силовой выносливости способствуют силовые упражнения и единоборства в парах.

Старшие учащиеся должны овладеть знаниями о самостоятельной разминке перед поединком, о влиянии занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств, о технике безопасности, о гигиене борца, о правилах соревнований по одному из видов единоборств.

Для овладения организаторскими способностями учащихся X–XI классов нужно привлекать к судейству учебных схваток одного из видов единоборств.

Остановимся более подробно на описании техники и методике обучения некоторым приёмам единоборств.

При обучении учащихся передней подножке необходимо строго следить за правильным выполнением самостраховки при падении, не допускать опасных движений головой, коленями и локтями в сторону партнёра. Все броски разучиваются в обе стороны (вправо и влево). Перед разучиванием приёма учащихся необходимо распределить по парам, приблизительно равным по росту и весу. Все броски выполняются только от центра ковра к краю.

При обучении броску через бедро необходимо придерживаться тех же рекомендаций, которые даны для обучения передней подножке. Бросок через бедро более сложен для овладения, так как требует использования больших усилий и более прочного овладения приёмами самостраховки.

Приём начинается с прочного захвата левой рукой за рукав соперника на уровне его локтевого сгиба, а правой - за спину на уровне пояса. Выводя соперника из равновесия рывком влево на себя, необходимо развернуться к нему спиной, плотно прижав своё правое бедро к сопернику. Колени при этом должны быть согнуты. Наклоняясь вперёд и распрямляя ноги в коленях, бросить соперника вперёд.

При обучении учащихся ударам кулаком в голову, защите от них, а также от удара ножом сверху нужно следить, чтобы приёмы выполнялись без максимальных усилий и в замедленном темпе. Удары кулаком и ножом должны только обозначаться и носить только учебный характер.

Удар кулаком в голову выполняется из основной стойки, которую принимают для рукопашного боя. С шагом правой ногой вперёд к сопернику выпрямляют правую руку и наносят резкий удар в область подбородка или солнечного сплетения соперника. Кулак при этом должен быть плотно сжат. При выполнении удара нужно следить за тем, чтобы после удара учащиеся сохраняли равновесие. Ошибкой считается потеря прочной опоры после удара или задержка атакующей руки у головы соперника.

Последовательность обучения:

Принять боевую стойку;
в боевой стойке сделать шаг вперёд и назад;
удары кулаком на месте в медленном темпе;
удары с шагом.

В качестве защиты от удара кулаком в голову можно применять следующий приём. Соперники находятся друг перед другом в боевой стойке. Нападающий наносит прямой удар кулаком в голову защищающемуся. Для защиты необходимо с шагом правой ногой вперёд отбить руку нападающего вверх предплечьем своей разноимённой (по отношению к нападающему) рукой. Левой рукой захватить одежду на правой руке нападающего, правой рукой захватить отворот одежды у него на груди. Поворачиваясь влево спиной к сопернику, поставить левую ногу на одной линии с ногами соперника. Правой ногой перекрыть ноги соперника, при этом тяжесть тела перенести на полусогнутую левую ногу. Скручивающим движением влево-вниз бросить соперника на спину.

Защита от удара ножом сверху производится следующим образом. С шагом левой ногой вперёд отбить вооружённую руку соперника предплечьем левой руки. Захватить правое предплечье соперника, повернуться к нему спиной с захватом одежды на спине соперника и выполнить бросок через бедро. Последовательность обучения данному приёму такая же, как и в предыдущем случае.

Необходимо постоянно соблюдать правила безопасности во время отработки приёмов против ударов кулаком и ножом. Для тренировки нож изготовляется из плотного картона, при этом остриё клинка делается закруглённым.

При изучении приёмов борьбы лёжа рекомендуется использовать удержание сбоку, удержание со стороны головы, а также мост.

Обычно учащиеся быстро овладевают приёмами борьбы лёжа и различными видами удержаний. После ознакомления с приёмами рекомендуется отрабатывать их во время учебных схваток, когда партнёры поочерёдно нападают, стараясь выполнить удержание. После того как учащиеся овладеют приёмом «мост», можно отрабатывать его в качестве защиты от удержаний.

Для того чтобы закрепить все рекомендованные приёмы единоборства, учащиеся выполняют учебную схватку, в который один учащийся только нападает при помощи заданного приёма, а второй пассивно защищается и создаёт удобные положения для проведения приёма своим товарищем. Затем задание усложняется, и сопротивление защищающегося должно возрасти.

Учителя физической культуры и другие специалисты делятся своим опытом по проведению уроков с элементами единоборств в X–XI классах. Как считает А. П. Теньковский (2006), старшеклассники обязательно должны освоить хотя бы основы приёмов самозащиты и рукопашного боя.

Осваивая на уроках физической культуры элементы единоборств, необходимо развивать у старшеклассников-юношей силу. Ю. Г. Коджаспиров (2005) считает, что целенаправленно создавать и поддерживать значительные мышечные напряжения легче всего с преодолением внешнего сопротивления соперника. Развитие силы средствами единоборств избавляет педагога от насильственного принуждения своих учеников к активной деятельности. Автор полагает, что для развития силы применяемые разновидности единоборств должны быть насыщены доступными и интересными учащимся элементами силового сопротивления, реализуемого в увлекательной форме. Он предлагает использовать на уроках единоборств ряд силовых игр в парах.

Лях В. И., Зданевич А. А., Физическая культура., 11 кл., Методическое пособие. Базовый уровень / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. ред. В. И. Ляха. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей , Урок с использованием электронного учебника

В учебный материал по борьбе общеобразовательных учреждений входят упражнения в парах, которые формируют у учащихся умение вести схватки с использованием определённого набора приёмов как в положении стоя, так и в положении лёжа.

Следует широко применять упражнения с партнером для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). Развитию силовых способностей и силовой выносливости способствуют силовые упражнения и единоборства в парах.

Осваивая на уроках физической культуры элементы единоборств, необходимо развивать у учащихся двигательные качества, что целенаправленно создавать и поддерживать значительные мышечные напряжения легче всего с преодолением внешнего сопротивления соперника. Развитие силы средствами единоборств избавляет учителя от насильственного принуждения своих учеников к активной деятельности. Применяемые разновидности единоборств должны быть насыщены доступными и интересными учащимся элементами силового сопротивления, реализуемого в увлекательной форме.

Остановимся более подробно на описании упражнений в парах.

1. Вытолкни из круга (квадрата). Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Ученики разбиваются на пары. Партнеры встают в середину круга (квадрата). По команде учителя (ученика) толкая (упираясь) в туловище своего партнера пытаются вытолкнуть его за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто вытолкнет своего партнера 2 раза (первым).

2. Перетягивание пояса (веревки). Ученики разбиваются на пары. Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Партнеры встают в середину круга (квадрата), и берут захват за концы пояса. По команде учителя (ученика) партнеры пытаются перетянуть друг друга за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто перетянет своего партнера за пределы круга (квадрата) 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват.

3. Вырывание палки (мяча). Ученики разбиваются на пары. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате)., так и вне. Партнеры встают в середину круга (квадрата) и берут захват (положение рук можно менять) за палку (мяч). По команде учителя (ученика) партнеры пытаются вырвать палку (мяч). Побеждает тот, кто вырвет палку (мяч) у своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват.

4. Борьба на руках лежа на животе. Ученики разбиваются на пары. Партнеры, лежа на животе, лицом друг к другу, ставят правую (левую) руку на локоть (на одну линию), при этом захватывая кисть своего партнера. По команде учителя (ученика) партнеры борются на руках до касания кистью мата. Побеждает тот, кто поборет руку своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников двигает (поднимает) локоть или отпускает захват.

5. “Наездники”. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате), так и вне. Ученики разбиваются на пары. Вес участников не должен превышать 4 кг. По команде учителя (ученика) партнер садится на спину своего партнера, держа его за плечи. “Наездник” захватывая туловище, руки или шею другого “наездника” пытается стащить (столкнуть) его со своего партнера. Если позволяет место занятия, то в единоборство можно вступить всем парам. Победителем становится “наездник” оставшийся один и сохранивший свое первоначальное положение.

6. “Петушиный” бой. Соревнование можно проводить как в круге (квадрате), так и вне. Ученики разбиваются на пары. Стоя на правой (левой) ноге, руки находятся за спиной. По команде учителя (ученика), партнеры, толкая плечом, друг друга, пытаются вывести из равновесия (до касания ногой мата или изменивший положение рук) своего соперника. Побеждает тот, кто выведет из равновесия своего партнера 2 раза (первым).

7. Перетягивание за руки (стоя и сидя). Ученики разбиваются на пары. Стоя правым (левым) боком к своему партнеру, упираясь правой (левой) стороной стопы со своим соперником и держась крепко за руки, по команде учителя (ученика), партнеры пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет своего партнера 2 раза (первым).

Ученики разбиваются на пары. Сидя, ногами (стопами) упираются в ноги (стопы) друг друга и берутся за руки. По команде учителя (ученика), партнеры пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет своего партнера 2 раза (первым).

8. Наступи на ногу (с захватом рук и без захвата). Ученики разбиваются на пары. Стоя лицом к своему партнеру и взявшись за руки, по команде учителя (ученика), пытаются наступить на ноги своего соперника наибольшее количество раз (за 1 мин.), при этом активно двигаясь и помогая себе руками (подтягивая или отталкивая партнера). Побеждает тот, кто наступит на ноги своего партнера большее количество раз.

9. Бросок (выталкивание) захватом за пояс. Ученики разбиваются на пары. Размеры круга (квадрата) в зависимости от места занятия. Партнеры встают в середину круга (квадрата) и берут захват за пояс (с любой стороны туловища). По команде учителя (ученика), партнеры пытаются бросить или вытолкнуть друг друга за пределы круга (квадрата). Побеждает тот, кто бросит или вытолкнет своего партнера 2 раза (первым). Поражением считается также, если один из участников падает или отпускает захват за пояс. Соревнование можно проводить на изученный прием с захватом пояса.

10. Борьба ногами лежа. Ученики разбиваются на пары. Лечь на спину правым (левым) боком к правому (левому) боку партнера, головами в разные стороны и взяться с соперником правыми (левыми) руками под руку. Правые (левые) ноги поднять вверх и зацепить своей голенью голень партнера. По команде учителя (ученика), партнеры пытаются перевернуть друг друга через голову. Побеждает тот, кто перевернет своего партнера 2 раза (первым).

11. Борьба ногами сидя. Ученики разбиваются на пары. Сидя, лицом к своему партнеру, руки в стороны с упором в маты, ноги согнуты в коленях. Один из соперников, обхватывает снаружи ноги другого. По команде учителя (ученика) за 30 сек., партнеры пытаются сжать (раздвинуть) ноги друг друга (ширина ладони между коленями). Побеждает тот, кто выполнит задание в двух положениях.

12. Кто поднимет. Ученики разбиваются на пары. Один из партнеров ложится на живот, руки в стороны. По команде учителя (ученика), другой любым способом пытается поднять соперника и не давать ему поднять себя. Побеждает тот, кто выполнит задание за наименьшее время.

13. Толчки ладонями в ладони. Ученики разбиваются на пары. Партнеры встают друг перед другом на расстоянии вытянутой вперед руки, носки и пятки вместе. По команде учителя (ученика), толчками ладонями в ладони, партнеры пытаются вывести друг друга из равновесия. Побеждает тот, кто выполнит задание наибольшее количество раз за определенное время. Обманные движения руками допустимы, но нельзя касаться никакой части тела соперника, кроме его ладоней, а также сходить с места.

Ефремов Владимир Андреевич

учитель физической культуры

лицей № 32 им. И.М. Воробьева г.Орла

Урок физической культуры

«Атлетические единоборства:

боевая стойка»

Введение

Одним из прогрессивных направлений в современном образовательном процессе является использование здоровьесберегающих технологий. Технический прогресс, применение компьютеров в различных сферах деятельности не только оказывают огромное положительное влияние на весь уклад жизни человека, но и ведут к малоподвижному (а, значит, нездоровому) образу жизни.

В последние десятилетия отмечается ухудшение здоровья учащихся во время учебы в школе. По мнению ведущих ученых, причиной этого не только перегрузка учебных программ, но и неумение школьников правильно чередовать свой труд и отдых, более инертный образ жизни, а самое главное - пассивное отношение к состоянию собственного организма и своему психологическому самочувствию.

Детям, не приученным заботиться о своём здоровье, гораздо сложнее бывает вступить в реальную «взрослую» жизнь, так как современные условия заставляют их столкнуться с возросшей конкуренцией, при которой большего успеха в жизни и профессиональной карьере достигают более здоровые и образованные сверстники. В этих условиях основным приоритетом в деятельности педагогического коллектива, в том числе учителя физкультуры, является обучение здоровью каждого школьника.

Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Я считаю, что большое значение для поддержания здоровья имеет социальная среда, которая побуждает человека к здоровому образу жизни или формирует у него вредные привычки или установки.

По моему мнению, в формировании здорового образа жизни школе, учителю физкультуры принадлежит главенствующая роль. Ведь двигательная активность детей в школе осуществляется, в основном, на уроках физического воспитания, а она является одной из составляющих здорового образа жизни. При определенных условиях двигательная активность может способствовать повышению умственной и физической работоспособности, правильному физическому развитию, улучшению дисциплины и успеваемости, а также искоренению вредных привычек, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Чтобы школьники с удовольствием занимались на уроках физического воспитания, необходимо правильно организовать развитие мотивации к изменению поведения, направленного на сохранение и развитие здоровья.

Я заметил, что учащиеся старших классов, особенно мальчики, проявляют большой интерес к различным видам единоборств: каратэ, ушу, самбо, айкидо, боксу, рукопашному бою и другим, хотят овладеть искусством самозащиты. Поэтому я разработал поурочное планирование с методическими рекомендациями по разделу программы «Атлетические единоборства» в 11 классе. Оно составлено с учетом современных подходов в обучении. Мною подобран материал о боевых искусствах России, изложена краткая история других видов единоборств, что, несомненно, сыграет свою познавательную роль для учащихся.

Разработанный материал дает общее представление об основах самообороны. Он окажет методическую помощь в овладении начальной базой самозащиты, а также в последующих серьезных занятиях по определенным видам единоборств.

Простые, действенные и наиболее эффективные методы самозащиты изложены с учетом требований учебной программы. Большое место в моей разработке занимают не только рисунки с детальными кинограммами, но и пояснения к ним, без которых затруднительно овладеть техникой применения приемов, которые даны в приложении.

Так как атлетические единоборства вводятся в 11классе и за отведенное количество часов сложно овладеть техникой самообороны, целесообразно опустить знакомство с единоборствами в программе 10 класса, чтобы ученики получили полноценную систему знаний в следующем учебном году.

Разработанные мною поурочные планы к разделу «Атлетические единоборства на уроках физической культуры в 11 классе» из 16 уроков были согласованы с областным институтом усовершенствования учителей и получили там положительную оценку.


Цель урока: научить учащихся выполнять основные параметры боевой стойки.


Задачи:

обучающие:

- обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями;

развивающие:

Развитие физических качеств и способностей;

Укрепление индивидуального здоровья;

воспитательные:

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

Воспитание потребности в занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.

Уроки №1-2Разучивание основных параметров боевой стойки, прямых и боковых ударов.

п/п

1. Построение, постановка задач урока.
2. Разминка: а) постепенно ускоряющаяся ходьба;б) медленный бег.в) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед. Выполнение быстрых сгибаний (в кулаках) и разгибаний пальцев рук.г) И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение – вращение рук вперед и назад в локтевых и плечевых суставах.д ) И. П. – Основная стойка. 1. Наклониться вперед и захватить руками голени у голеностопных суставов; 2-3. Пружинистые наклоны, пытаясь коснуться головой коленей. 4. И. П.е) И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение – поочередно повороты туловища влево и вправо.ж) И.П. – основная стойка ноги, слегка шире плеч, руки над головой. Выполнить вращение прямым туловищем вправо и влево.з) И.П. – основная стойка, левая нога вперед, руки вверх, смотреть вверх.1.Быстро упор сидя.2.Быстро И.П.и) Бой с тенью.

Боевая стойка. Техника ударов и передвижений.

1. Разучивание основных параметров боевой левосторонней стойки: (см. приложение рис.1).а) Подбородок опущен вниз к груди, взгляд исподлобья.

б) Левый кулак против лица чуть впереди, в зеркаль ном отражении закрывает часть носа, рот, подбородок,
располагается выше правого кулака.

в) Левое плечо приподнято вверх и прикрывает левую сторону подбородка.

г) Правый кулак касается подбородка справа и прикрывает его правую сторону.

д) Правое плечо расслаблено и чуть опущено вниз, что позволяет правому локтю прикрывать область расположения печени.

е) Правый локоть прижат к правой стороне туловища.

ж) Грудь спрятана между плечами.

з) Живот слегка напряжен и подобран.

и) Таз повернут вправо вместе с верхней частью туловища.

к) Ноги слегка согнуты в коленях, правая нога согну та чуть больше левой.

л) Левая нога удерживает на себе чуть больше веса тела, чем правая нога (60-40%).

м) Левая нога опирается на переднюю часть стопы, пятка слегка приподнята над полом.

н) Правая нога опирается только на носок, пятка значительно приподнята над полом.

Ступни обеих ног слегка развернуты вправо, правая стопа развернута чуть больше, чем левая.
2. Разучивание прямого удара левой в голову из боевой стойки (см. приложение рис.2).
3. Разучивание прямого удара правой в голову из боевой стойки (см. приложение рис.6).
4. Разучивание бокового удара правой рукой в голову из боевой стойки (см. приложение рис.14).
5. Разучивание бокового удара левой рукой в голову из боевой стойки (см. приложение рис.17-19).
1. Корригирующие упражнения на гимнастической стенке.2. Упражнение на расслабление3. Подведение итогов.


Литература.

    Бибик С.З. Рукопашный бой. Методическое пособие.- Красноярск, 1991.

    Борисов К.А. Практика рукопашного боя. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.

    Матвеев А.П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5-9 классы). Средняя (полная) школа (10-11 классы). - М.: «Просвещение», 2005.

    Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите. – Минск: Харвест, 1997.

    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: Методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Сост. Димова А.Л., Чернышова Р.В. – М.: Советский спорт, 2005.

    Щитов В. Бокс для начинающих. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.

Урок физической культуры

«Атлетические единоборства:

боевая стойка»

Введение

Одним из прогрессивных направлений в современном образовательном процессе является использование здоровьесберегающих технологий. Технический прогресс, применение компьютеров в различных сферах деятельности не только оказывают огромное положительное влияние на весь уклад жизни человека, но и ведут к малоподвижному (а, значит, нездоровому) образу жизни.

В последние десятилетия отмечается ухудшение здоровья учащихся во время учебы в школе. По мнению ведущих ученых, причиной этого не только перегрузка учебных программ, но и неумение школьников правильно чередовать свой труд и отдых, более инертный образ жизни, а самое главное - пассивное отношение к состоянию собственного организма и своему психологическому самочувствию.

Детям, не приученным заботиться о своём здоровье, гораздо сложнее бывает вступить в реальную «взрослую» жизнь, так как современные условия заставляют их столкнуться с возросшей конкуренцией, при которой большего успеха в жизни и профессиональной карьере достигают более здоровые и образованные сверстники. В этих условиях основным приоритетом в деятельности педагогического коллектива, в том числе учителя физкультуры, является обучение здоровью каждого школьника.

Культура ведения здорового образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Я считаю, что большое значение для поддержания здоровья имеет социальная среда, которая побуждает человека к здоровому образу жизни или формирует у него вредные привычки или установки.

По моему мнению, в формировании здорового образа жизни в школе, учителю физкультуры принадлежит главенствующая роль. Ведь двигательная активность детей в школе осуществляется, в основном, на уроках физического воспитания, а она является одной из составляющих здорового образа жизни. При определенных условиях двигательная активность может способствовать повышению умственной и физической работоспособности, правильному физическому развитию, улучшению дисциплины и успеваемости, а также искоренению вредных привычек, связанных с курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

Чтобы школьники с удовольствием занимались на уроках физического воспитания, необходимо правильно организовать развитие мотивации к изменению поведения, направленного на сохранение и развитие здоровья.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Я заметил, что учащиеся старших классов, особенно мальчики, проявляют большой интерес к различным видам единоборств: каратэ, кикбоксингу, самбо, муай-тай, боксу, рукопашному бою и другим, хотят овладеть искусством самозащиты. Поэтому я разработал поурочное планирование с методическими рекомендациями по разделу программы «Атлетические единоборства» в 11 классе. Оно составлено с учетом современных подходов в обучении. Мною подобран материал о боевых искусствах России, изложена краткая история других видов единоборств, что, несомненно, сыграет свою познавательную роль для учащихся.

Разработанный материал дает общее представление об основах самообороны. Он окажет методическую помощь в овладении начальной базой самозащиты, а также в последующих серьезных занятиях по определенным видам единоборств.

Простые, действенные и наиболее эффективные методы самозащиты изложены с учетом требований учебной программы.

Так как атлетические единоборства вводятся в 11 классе и за отведенное количество часов сложно овладеть техникой самообороны, целесообразно опустить знакомство с единоборствами в программе 10 класса, чтобы ученики получили полноценную систему знаний в следующем учебном году. В качестве примера разработанной мной методики, приведу конспект урока по предложенной теме:

Цель урока: научить учащихся выполнять основные параметры боевой стойки.

Задачи:

обучающие:

- обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями;

развивающие:

Развитие физических качеств и способностей;

Укрепление индивидуального здоровья;

воспитательные:

Воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

Воспитание потребности в занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью.

Уроки №1-2

Разучивание основных параметров боевой стойки, прямых и боковых ударов.

№ п/п

Части урока

Дозировка (мин.)

Заклю-

читель

ная

1. Построение, постановка задач урока.

2. Разминка:

а) постепенно ускоряющаяся ходьба;

б) медленный бег.

в) И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед. Выполнение быстрых сгибаний (в кулаках) и разгибаний пальцев рук.

г) И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение – вращение рук вперед и назад в локтевых и плечевых суставах.

д ) И. П. – Основная стойка.

1. Наклониться вперед и захватить руками голени у голеностопных суставов;

2-3. Пружинистые наклоны, пытаясь коснуться головой коленей.

4. И. П.

е) И. П. – основная стойка, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Выполнение – поочередно повороты туловища влево и вправо.

ж) И.П. – основная стойка ноги, слегка шире плеч, руки над головой. Выполнить вращение прямым туловищем вправо и влево.

з) И.П. – основная стойка, левая нога вперед, руки вверх, смотреть вверх.

1.Быстро упор сидя.

2.Быстро И.П.

и) Бой с тенью.

Боевая стойка. Техника ударов и передвижений.

1. Разучивание основных параметров боевой левосторонней стойки.

а) Подбородок опущен вниз к груди, взгляд исподлобья.

б) Левый кулак против лица чуть впереди, в зеркальном отражении закрывает часть носа, рот, подбородок,
располагается выше правого кулака.

в) Левое плечо приподнято вверх и прикрывает левую сторону подбородка.

г) Правый кулак касается подбородка справа и прикрывает его правую сторону.

д) Правое плечо расслаблено и чуть опущено вниз, что позволяет правому локтю прикрывать область расположения печени.

е) Правый локоть прижат к правой стороне туловища.

ж) Грудь спрятана между плечами.

з) Живот слегка напряжен и подобран.

и) Таз повернут вправо вместе с верхней частью туловища.

к) Ноги слегка согнуты в коленях, правая нога согнута чуть больше левой.

л) Левая нога удерживает на себе чуть больше веса тела, чем правая нога (60-40%).

м) Левая нога опирается на переднюю часть стопы, пятка слегка приподнята над полом.

н) Правая нога опирается только на носок, пятка значительно приподнята над полом.

Ступни обеих ног слегка развернуты вправо, правая стопа развернута чуть больше, чем левая.

2. Разучивание прямого удара левой в голову из боевой стойки.

3. Разучивание прямого удара правой в голову из боевой стойки

4. Разучивание бокового удара правой рукой в голову из боевой стойки.

5. Разучивание бокового удара левой рукой в голову из боевой стойки.

1. Корригирующие упражнения на гимнастической стенке.

2. Упражнение на расслабление

3. Подведение итогов.

Аннотация

Модернизация школьного образования предполагает повышения качества обучения посредством внедрения инновационных технологий и средств обучения. В данной статье авторы предлагают использовать единоборства и его элементы на уроках физической культуры как для повышения интереса к занятиям, так и для совершенствования физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, единоборства, школьники.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p214-218

EFFECTIVENESS OF THE MARTIAL ARTS APPLICATION (WRESTLING) AT PHYSICAL TRAINING LESSONS

Natalya Petrovna Tagirova, Shamil Rinatovich Zainullin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Albina Nailevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazan (Volga) Federal University Branch in Naberezhnye Chelny (the Branch of Kazan Federal University in Naberezhnye Chelny), Naberezhnye Chelny; Radik R аdifovich Valinurov, Pedagogical University in Naberezhnye Chelny, Naberezhnye Chelny

Annotation

The modernization of the school education consists in enhancement of the learning through the introduction of the innovative technologies and learning tools. In this article the authors suggest the use of martial arts (wrestling) and its elements at physical training lessons for increasing interest in the activities as well improving the fitness level of the students in secondary schools

Keywords: physical education, physical development, martial arts (wrestling), students.

ВВЕДЕНИЕ

По данным медико-биологических и психолого-педагогических исследований последнее двадцатилетие характеризуется неуклонным снижением здоровья современных подростков, а также взрослого населения России. Причинами негативных тенденций в состоянии здоровья являются экологическая ситуации, недостаточность профилактических мероприятий, несформированность серьезного отношения к индивидуальному здоровью, снижение организованной и самостоятельной двигательной активности и пассивное отношение к физической культуре у всех категорий населения. Между тем, исследованиями В.К. Бальсевича и др. установлено, что оптимальная двигательная активность является стимулированием роста и развития организма, благоприятно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, двигательного аппарата, восстанавливает психические функции.

Анализ современной программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением предметов показывает их выраженную направленность в сторону образовательного компонента. Такое предпочтительное отношение к выработке двигательных умений и навыков, допускается в ущерб воспитанию основных физических качеств . Чтобы влиять на физическое развитие ребенка, необходимо включать его в различные виды двигательной активности: простые и сложные. В процессе физического воспитания в школе больше внимания уделяется обучению основным базовым движениям, и поэтому процесс развития физических качеств затормаживается . Исследователями в качестве преодоления вышеизложенного противоречия предлагаются различные варианты, в том числе инновационные физкультурно-оздоровительные технологии, привлечение детей и взрослых к занятиям единоборствами, популярность которых ежегодно возрастает.

Цель исследования заключается в разработке и экспериментальном обосновании методики использования единоборств на уроках физической культуры. Исходя из вышесказанного, важно целенаправленно влиять на физическое развитие ребенка. По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом является развитие физических качеств непосредственно на уроках физической культуры в школе. Основной направленностью уроков, которые построены на материале единоборств, является: разрешение задач физического воспитания школьников, освоение основных навыков единоборств, приобщение к здоровому образу жизни и занятиям физической культурой и спортом. Школьные уроки с элементами единоборств в школе подчинены педагогическим закономерностям и требованиям логики учебно-воспитательного процесса. Урок продолжается 45 минут и включает подготовительную, основную и заключительную части . Подготовительная часть урока (5-8 мин) подготавливает организм к дальнейшей физической нагрузке. В подготовительную часть урока можно включать характерные для борцов перемещения; упражнения скоростно-силового характера . В то же время надо отметить, что в старших классах ее интенсивность необходимо увеличить. В основной части (25-30 минут) обеспечивается оптимальный уровень работоспособности школьников. В основной части идет освоение разнообразной техники приемов и идет процесс воспитания физических качеств. При проведении этой части урока необходимо соблюдать правильную последовательность выполнения разных по характеру упражнений. Здесь важно учитывать, что сложнокоординационные упражнения целесообразно начать изучать в первой половине основной части, а решением задачи воспитания быстроты будут служить упражнения, которые выполняются после подготовительной части. Возможно так же включать и подвижные игры различной направленности.

Заключительная часть урока длительностью 3-5 мин направлена на снижение уровня частоты сердечных сокращения и возврат психоэмоционального состояния школьников до исходного уровня.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первый этап, состоял в формулировании целей, составлении программы и плана, определении средств и сроков проведения исследования, а также в выборе способов анализа и обработки полученной информации.

Второй этап предусматривал педагогический эксперимент. Были сформированы группы - контрольная и экспериментальная из старших школьников параллельных классов (8-й «А» и 8-й «Б») в количестве 30 человек каждая.

Третий этап заключался в обработке и анализе полученной информации.

Методы исследования включали в себя: анализ литературных данных, тестирование (бег на 30м, 6-ти минутный тест Купера, подтягивание в висе на высокой перекладине, прыжок в длину с места, челночный бег 3x10 м, наклон из исходного положения стоя), методы математической статистики.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для анализа показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста были использованы показатели, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнения показателей физической подготовленности юношей старшего школьного возраста ЭГ, КГ и возрастных норм до эксперимента

Физические способности

Разница %

Разница (%)

Скоростные

Бег 30 м, с

Координационные

Челночный бег3х10 м, с

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

Выносливость

6-мин. Бег Купера, м

Гибкость

Примечание: уровень значимости р<0,05

Как следует из таблицы 1 на начало эксперимента статистически значимых различий по уровню значимости 0,05 не обнаружено.

Ниже представлены упражнения и элементы единоборств, которые были включены в процесс урока по физическому воспитанию для экспериментальной группы (таблица 2).

Таблица 2

Упражнения с элементами единоборств, направленные на развитие физических качеств

Физическое качество

Средства

Координационные способности

челночный бег;

комбинации из элементов техники,

круговая тренировка подвижные игры и эстафеты,

подвижные игры с направленностью на изучение борьбы.

Выносливость

круговая тренировка,

подвижные игры с формами борьбы;

учебные схватки.

Скоростные и скоростно-силовые качества

смена исходных положений по сигналу,

рваный бег из различных исходных положений,

эстафеты в сочетании с прыжками,

многократные броски набивных мячей разного веса на дальность из разных исходных положений,

различные прыжки (напрыгивания на тумбу, спрыгивания, выпрыгивания, со скакалкой, прыжки в длину с места).

Силовые качества

упражнения с отягощениями (ОРУ с различным инвентарем), упражнения в парах,

круговая тренировка, подтягивание в висе, упражнения с противодействием партнера.

Гибкость

упражнения на растягивание, махи,

круговые движения в суставах верхних и нижних конечностей.

Таблица 3

Сравнение показателей физического развития после эксперимента

Физические способности

Контрольные упражнения (тесты)

Разница %

Разница (%)

Скоростные

Бег 30 м, с

Координационные

Челночный бег3х10 м, с

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

Выносливость

6-мин. Бег Купера, м

Гибкость

Наклон вперед из положения стоя, см

Подтягивание из положения виса на высокой перекладине, кол-во раз

  1. На основе анализа литературных источников нами выявлено, что наиболее благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых качеств является старший школьный возраст. Для процесса повышения эффективности целесообразно применять комплексную подготовку.
  2. Исходные показатели контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий.
  3. Анализ полученных результатов тестирования выявил, что по всем показателям физической подготовленности у юношей обеих групп произошли достоверные улучшения результатов (р<0,05), однако динамика улучшения в экспериментальной группе более ярко выражена.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. - М. : Высшая школа, 2005. - 384 с.
  2. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) / М. Ф. Иваницкий. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 544 с.
  3. Коропенко, С.Н. Победить себя. Айкидо: путь силы и духа / С.Н. Коропенко. - Львов: Сполом, 2008 - 192 с.
  4. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: Пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 272 с.
  5. Нестеров, Б.А. Двигательная деятельность и физическое состояние детей и подростков / Б.А. Нестеров. - Хабаровск: [б.и.], 2001 г. - 244 с.
  6. Никонович, П.Н. Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке / П. Н. Никонович. - М. : Издательские решения «Ю», 2015 - 150 c.
  7. Теория и методика спорта / под общей ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М. : Советский спорт, 2007. - 416 с.
  1. Ermolaev, Yu.A. (2005), Age-related physiology, High school, Moscow.
  2. Ivanitskiy, M.F. (2006), Man"s anatomy (with the basis of dynamic and sports morphology), Physical culture and sport, Moscow.
  3. Koropenko, S.N. (2008), To overcome oneself. Aikido: the way of power and spirit, Spolom, Lviv.
  4. Lyakh, V.I. (1999), Tests in physical upbringing of schoolchildren: manual for a teacher, Limited Liability Company Firm "AST publishing house", Moscow.
  5. Nesterov, B.A. (2001), Physical activity and physical state of children and teenagers, Far-Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk.
  6. Nikonovich, P.N. (2015), Initial principles of karate realization in a sports combat, publishing house: Publishing decisions "Yu", Moscow.
  7. Ed. Suslov, F.P. and Kholodov, Zh.K. (2007), Theory and methodology of sport, Soviet sport, Moscow.

Похожие статьи