Разминочные упражнения. Цикл «Игры и упражнения для тренингов Простые упражнения для тренинга

Самопрезентация. Знакомство участников друг с другом. Развитие групповой сплоченности. Снятие эмоционального напряжения, зажатости. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Выработка навыков сплоченных действий. Несколько вариантов грамотного завершения тренинга. Несколько вариантов начала тренингового занятия. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают дурацкие причинно-следственные связи. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Рефлексия ситуации тренинга. Знакомство с группой. Знакомство участников друг с другом. Приветствие и легкая разминка. Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Знакомство участников, разряжение обстановки. Позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу. Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия. Диагностика состояния членов группы. Процедура предназначена для раскрепощения тренинговой группы, пробуждения рефлексии, развития умения находить в повседневном некие общие закономерности. Задание состоит в том, что следует написать небольшое сочинение, конец которого уже известен (определяется ведущим с помощью жребия). Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия. Знакомство, стимулирование участников на быстрое запоминание друг друга. Разминка. Разрядка. Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Помогает узнать участникам о том первом впечатлении, которое они производят на окружающих. Разминка, разрядка, анализ манипуляций. Сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи. Раскрепощение участников, тренировка умения привлекать внимание. Разминка. Настрой участников на переходное, трансовое состояние. Раскрепощение участников. Диагностика работоспособности группы. Знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. Развитие прогностических возможностей и интуиции. Формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии. Помощь участникам ближе узнать друг друга. Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Разминка, выработка навыков сплоченных действий. Совершенствование навыков невербального общения. Совершенствование коммуникативной культуры. Раскрепощение. Приветствие. Рефлексия способов приветствия. Разминка, приветствие участников друг друга. Рефлексия настроения. Стимуляция групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения. Разминка. Разрядка. Знакомство, создание доверительной атмосферы. Разминка. Улучшение атмосферы в группе. Взаимная рефлексия. Разрядка. Интонирование. Развитие наблюдательности. Процедура группового психологического тренинга. Участники знакомятся между собой, перебрасывая друг другу мячик. Иногда для разрядки атмосферы психологического тренинга достаточно просто всем по очереди рассказать какой-нибудь короткий анекдот из жизни. Процедура группового психологического тренинга. Участники вспоминают афоризмы и поговорки, придумывают к ним контрафоризмы и контрпоговорки. Упражнение позволит "расшевелить" уставших, расслабленных участников группового психологического тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники изображают свою обыденную деятельность. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой, кто точнее засечет минуту времени. Процедура группового психологического тренинга. Участники сооружают «веселую композицию», чтобы показать как им весело. Процедура группового психологического тренинга. Участники пишут на листах пожелания друг другу, а потом делают бумажные самолетики. Если в процессе группового психологического тренинга участники начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам ведущего и других участников, можно провести упражнение на повышение концентрации внимания. Процедура группового психологического тренинга. Участники "обмениваются" своими личными качествами. Процедура группового психологического тренинга. Участники перекидываются мячиками, стараясь, чтобы их было как можно больше. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются, кто лучше изобразит из себя грустного клоуна. Процедура группового психологического тренинга. Участники фантазируют на тему, о каком диване и вообще какой атмосфере отдыха они мечтают. Упражнение позволит размяться физически участникам тренинга, а также снять негативные эмоциональные переживания, если таковые имеются. Процедура группового психологического тренинга. Участники настраивают друг друга на позитивный лад. Небольшая физическая разминка в процессе группового психологического тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники пытаются по произносимым звукам угадать друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Участники в своем воображении раскладывают вещи по карманам. Процедура группового психологического тренинга. Участники изображают качку на корабле. Процедура группового психологического тренинга. Участники пытаются обозначить своими телами как можно больше квадратов. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе по три личных качества, которые вместе образовали бы своего рода "композит". Упражнение предназначено для физической разминки в процессе группового психологического тренинга, настроя на дальнейшую плодотворную работу. Процедура группового психологического тренинга. Участники пишут на карточках три своих самых любимых фильма. Другие должны угадать, кто это написал. Упражнение предназначено для небольшой физической разминки участников тренинга. Рекомендуется включать в программы тренингов разного рода (и интеллектуальных, и коммуникативных, и личностного роста и других), если в них невелика физическая активность участников. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают на ощупь руки друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Проводится в начале очередного тренингового дня – участники как-то необычно, модно приветствуют друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Участники берутся за руки и пробуют передать друг другу "музыкальный сигнал". Процедура группового психологического тренинга. Участники "избавляются" от негативных эмоций. Упражнение разминки в процессе группового психологического тренинга, призванное снять напряжение участников, развить у них наблюдательность друг за другом. Процедура группового психологического тренинга. Участники произносят неожиданные ассоциации. Упражнение разминки позволит участникам группового психологического тренинга немного пройтись по залу и проявить остроумие. Если в процессе группового психологического тренинга участники слишком долго занимались рефлексией, обсуждением сложных вопросов, может понадобиться немного разрядить атмосферу, сбить с участников лишнюю серьёзность (особенно при переходе к новому предмету тренинга). Разминка участников группового тренинга. Полезно в том числе для того, чтобы разговорить "молчунов" и развить навыки слушания. В процессе группового тренинга иногда возникают случаи, когда участники слишком засиделись на одном месте. Для того, чтобы их немного взбодрить, а также для небольшой разминки мозга предназначено это упражнение. Процедура группового психологического тренинга. Участники ходят по залу и ищут самую комфортную для себя точку. Упражнение предназначено для создания в группе доброй, благожелательной атмосферы в начале тренингового дня. Можно использовать во второй и последующие дни тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на произвольные подгруппы, другие участники должны угадать основание деления. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют смотреть сквозь стены.

Самопрезентация. Знакомство участников друг с другом. Развитие групповой сплоченности. Снятие эмоционального напряжения, зажатости. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Выработка навыков сплоченных действий.

  • Несколько вариантов начала тренингового занятия.
  • Рефлексия ситуации тренинга.
  • Знакомство с группой.
  • Знакомство участников друг с другом.
  • Приветствие и легкая разминка.
  • Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
  • Знакомство участников, разряжение обстановки.
  • Позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу.
  • Диагностика состояния членов группы.
  • Процедура предназначена для раскрепощения тренинговой группы, пробуждения рефлексии, развития умения находить в повседневном некие общие закономерности. Задание состоит в том, что следует написать небольшое сочинение, конец которого уже известен (определяется ведущим с помощью жребия).
  • Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия.
  • Знакомство, стимулирование участников на быстрое запоминание друг друга.
  • Разминка. Разрядка.
  • Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
  • Помогает узнать участникам о том первом впечатлении, которое они производят на окружающих.
  • Разминка, разрядка, анализ манипуляций.
  • Сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи.
  • Раскрепощение участников, тренировка умения привлекать внимание.
  • Разминка.
  • Настрой участников на переходное, трансовое состояние.
  • Раскрепощение участников.
  • Диагностика работоспособности группы.
  • Знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
  • Развитие прогностических возможностей и интуиции. Формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
  • Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии.
  • Помощь участникам ближе узнать друг друга.
  • Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье.
  • Разминка, выработка навыков сплоченных действий.
  • Совершенствование навыков невербального общения.
  • Совершенствование коммуникативной культуры.
  • Раскрепощение.
  • Приветствие. Рефлексия способов приветствия.
  • Разминка, приветствие участников друг друга.
  • Рефлексия настроения.
  • Стимуляция групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.
  • Разминка. Разрядка.
  • Знакомство, создание доверительной атмосферы.
  • Разминка. Улучшение атмосферы в группе.
  • Взаимная рефлексия.
  • Разрядка. Интонирование.
  • Развитие наблюдательности.
  • Упражнение позволит "расшевелить" уставших, расслабленных участников группового психологического тренинга.
  • Если в процессе группового психологического тренинга участники начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам ведущего и других участников, можно провести упражнение на повышение концентрации внимания.
  • Упражнение позволит размяться физически участникам тренинга, а также снять негативные эмоциональные переживания, если таковые имеются.
  • Небольшая физическая разминка в процессе группового психологического тренинга.
  • Упражнение предназначено для физической разминки в процессе группового психологического тренинга, настроя на дальнейшую плодотворную работу.
  • Упражнение предназначено для небольшой физической разминки участников тренинга. Рекомендуется включать в программы тренингов разного рода (и интеллектуальных, и коммуникативных, и личностного роста и других), если в них невелика физическая активность участников.
  • Упражнение разминки в процессе группового психологического тренинга, призванное снять напряжение участников, развить у них наблюдательность друг за другом.
  • Упражнение разминки позволит участникам группового психологического тренинга немного пройтись по залу и проявить остроумие.
  • Если в процессе группового психологического тренинга участники слишком долго занимались рефлексией, обсуждением сложных вопросов, может понадобиться немного разрядить атмосферу, сбить с участников лишнюю серьёзность (особенно при переходе к новому предмету тренинга).
  • Разминка участников группового тренинга. Полезно в том числе для того, чтобы разговорить "молчунов" и развить навыки слушания.
  • В процессе группового тренинга иногда возникают случаи, когда участники слишком засиделись на одном месте. Для того, чтобы их немного взбодрить, а также для небольшой разминки мозга предназначено это упражнение.
  • Упражнение предназначено для создания в группе доброй, благожелательной атмосферы в начале тренингового дня. Можно использовать во второй и последующие дни тренинга.
  • Упражнение разминки позволит участникам немного отвлечься от основной линии тренинга, проявить свою эрудированность, напрячь память.
  • Упражнение предназначено для физической разминки, раскрепощения участников тренинга. Может применяться как в начале тренингового дня, так и в его середине.
  • Упражнение разминки "Экстрасенс" Упражнение пригодится для разминки в процессе группового тренинга, продолжающегося несколько дней (начиная с третьего, четвёртого дня). Оно позволяет настроить участников на дальнейшую работу, активизировать знания друг о друге, полученные в предыдущие дни, создать атмосферу доброжелательности и взаимной заинтересованности.
  • Упражнение разминки для программы группового психологического тренинга.
  • В качестве разминки, а также для тренинга сензитивности и невербального общения можно использовать психогимнастические упражнения (пантомимические):

    Упражнение 1. «Броуновское движение»

    Все члены группы располагаются в комнате, стоя на некотором расстоянии друг от друга.

    Стулья отодвигаются в сторону. Всем предлагается закрыть глаза и представить себя атомами. По команде тренера атомы начинают хаотично двигаться по комнате с закрытыми глазами. Через некоторое время тренер дает команду остановиться и объединиться в молекулы по два, или по три, или по четыре атома. Все участники должны объединиться в молекулы, открыв глаза, с теми, кто оказался поблизости. Так делают несколько раз, меняя количество атомов в молекуле.

    Упражнение рассчитано на невербальное общение, при этом используется тактильная чувствительность, что существенно сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом. Выполнение упражнения обычно не обсуждается.

    Упражнение 2. «Рукопожатие»

    Обычно в начале тренинга членам группы предлагается пожать руки как можно большему количеству людей за ограниченное и фиксированное тренером время.

    Упражнение оживляет членов группы, несколько раскрепощает за счет тактильных контактов друг с другом. Соревновательный характер упражнения вносит элемент напряжения, возбуждения.

    Упражнение не обсуждается, тренер лишь спрашивает, кто сколько рукопожатий успел сделать, может выделить чемпиона.

    Упражнение 3. «Глаза»

    Тема. Внимание, медитация, сплочение, контакт.

    Цель. Концентрация внимания, контакт. Миф: глаза - зеркало души.

    Этапы проведения и инструкции. Участники разбиваются на пары и рассаживаются друг против друга на стулья так, чтобы соприкасаться коленями. Им предлагается смотреть в глаза от команды «начали» до «стоп». Затем они в парах обсуждают свои впечатления.

    Варианты. Основным пунктом вариации здесь является инструкция: удерживать внимание, почувствовать взгляд, ощутить партнера, фиксировать свои переживания и т. д. В качестве технических указаний можно дополнить инструкцию согласованными дыхательными движениями и стремлением увидеть оба глаза одновременно.

    Комментарии. Это упражнение часто вызывает сопротивление, выражающееся в смехе или уходе в техническую сторону дела. Ведущий должен быть бдительным, чтобы суметь использовать этот смех желательным образом. Обсуждение переживаний в парах влечет установление определенных контактов. При исполнении упражнения может возникать особое восприятие «дымящегося» взгляда. Иногда бывают совпадения мыслей, чувств и их динамики.

    Упражнение 4. «Зеркало»

    Группа разбивается на пары. Пары становятся друг против друга. Можно рассчитать всех на «первый-второй». «Первые» являются зеркалами, а «вторые» будут делать что-то у зеркала. Упражнение лучше выполнять по очереди: пара за парой, остальные наблюдают, стоя рядом. Упражнение делается без слов, оно рассчитано только на невербальные средства общения.

    Тренер и остальные члены группы следят за тем, насколько точно «зеркало» копировало движения того члена группы, который делал что-либо у зеркала.

    Потом участники меняются ролями.

    Обычно выполнение упражнения не обсуждается. Упражнение развивает внимание, наблюдательность, координацию движений.

    Упражнение 5. «Стекло»

    Группа разбивается на пары. Всем предлагается представить, что между парами находится звуконепроницаемое стекло. Задача одних - договориться о чем-то со стоящим за стеклом. Поскольку он ничего не слышит, договариваться нужно используя жесты, мимику. Стоящий за стеклом в случае непонимания тоже должен отреагировать невербально. Пары выполняют упражнение по очереди. Остальные наблюдают. После завершения упражнения каждой парой того, кто стоял за стеклом, тренер спрашивает, что он понял. Затем спрашивают того, кто передавал сообщение, что он хотел передать. Сравнивают эти сообщения. Смотрят, где произошел сбой. Затем роли в парах меняются.

    Тренер может подвести итог: у кого хорошо получилось упражнение, а у кого коммуникация была искаженной, неточной.

    Упражнение позволяет осознать способность каждого использовать невербальные средства общения, корректировать свои действия после получения обратной связи от других членов группы. Развивает внимание к невербальным проявлениям у тех, кто наблюдает за выполнением упражнения другими парами.

    Упражнение 6. «Мост»

    Участники разбиваются на пары. Тренер предлагает им представить, что в определенном месте, посередине комнаты протекает горная река через горное ущелье. Через реку перекинут подвесной качающийся мостик. «Первые» стоят по одну сторону реки, «вторые» - по другую. Нужно договориться и тем или иным образом перейти мост. Говорить бесполезно, река очень шумная, голоса не слышно. Мостик очень узкий, практически рассчитан на одного человека.

    Упражнение дает возможность осознать многовариантность поведения человека в одной и той же ситуации. Каждый видит, на-

    Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

    сколько успешно ему удается договориться, используя язык невербального общения.

    В тренинге коммуникативных навыков упражнение лучше не обсуждать. Разминочные упражнения направлены на пробуждение интереса к невербальному общению, мотивации к развитию способности использовать язык невербального общения; на осознание своей несовершенности в использовании этого языка.

    В случае, если тренер ориентирован на тренинг личностного роста, выполнение упражнения дает много информации о поведении членов группы, которое обсуждается по завершении упражнения.

    Упражнение 7. «Мотивированная ходьба»

    Члены группы стают в круг и начинают двигаться по кругу в одном направлении. Потом тренер дает инструкцию: «Представьте, что идет дождь».

    Участники без слов изображают, как они идут под дождем. Через некоторое время тренер дает новую инструкцию: «Представьте, что дует сильный, холодный ветер прямо в лицо». Через определенное время: «Светит солнце, жарко; в определенном месте большая лужа (ее нужно перепрыгнуть); «Вы идете по воде, по горячему песку, по скошенной траве, по снегу, по шишкам; спешите на работу, возвращаетесь с работы; идете к зубному врачу и т. д. и т. п.»

    Упражнение раскрепощает, дает возможность активировать невербальные компоненты общения. Участники тренинга настраиваются на определенную форму и тематику дальнейшей работы.

    Выполнение упражнения не обсуждается, оно носит разминоч-ный характер.

    Упражнение 8. «Анабиоз»

    (Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры)

    Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, состоит в том, чтобы вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права прика-

    Раздел 4. Модули тренинга основных коммуникативных навыков менеджеров

    саться к «замороженному» или обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, - это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы «реаниматора» можно считать непроизвольные реплики «замороженного», его смех, улыбку и другие эмоциональный проявления. Реаниматоры ходят по кругу и меняют замороженных.

    Упражнение можно выполнять по очереди или всем вместе. Смотрят, кто дольше всех продержался в «замороженном» состоянии, то есть кого труднее всего было вывести из замороженного состояния и кому труднее было заразить эмоциональным состоянием; кто быстрее всех «разморозил». Делаются выводы относительно того, что помогало.

    Упражнение 9. «На страже»

    (Источник: Цзен Н. В., Пахомов Ю. В., 1985)

    Группа делится на две части так, чтобы в одной подгруппе было на одного человека меньше. Стулья расставляются по кругу, и одна подгруппа садится на них, при этом один стул остается свободным. Члены второй подгруппы встают за стульями. Задача того, кто стоит за пустым стулом, переманить к себе любого члена группы из тех, которые сидят на стульях. Делать это нужно осторожно и незаметно для того, кто стоит за стулом интересующего человека. Задача стоящих за стульями участников игры «сторожить» тех, кто сидит на их стуле. Как только они замечают, что водящий член группы пытается договориться с их «подопечным», нужно быстро положить свои руки ему на плечи, тем самым удерживая его на месте. Задача сидящих на стуле незаметно и быстро «сбежать» от стражника, пока он не успел схватить за плечи.

    Игра проводится без слов, требует предельного внимания от тех, кто на страже, быстроты, понимания невербальных сообщений того, кто водит, сидящими на стульях. Следующим водит тот человек, чей «подопечный» сбежал из-под «стражи», то есть теперь он должен переманивать кого-нибудь из сидящих на стульях к себе на пустой стул.

    Упражнение 10. «Комплимент»

    Все встают в круг. Тренер предлагает, бросая мяч любому из группы, обратиться к нему по имени и сказать ему что-то приятное. Сам

    Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта»

    тренер может быть первым и дальше продолжает участвовать в упражнении. Это позволяет задавать модель. Если возникают паузы, это не означает, что нужно сразу прекращать упражнение. Обычно игра имеет свою динамику. Сначала говорят довольно поверхностные, банальные фразы друг другу, но постепенно обращение и высказывания трансформируются в передачу позитивной обратной связи друг другу и начинают носить личный характер.

    СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ

    РЕЧЬ

    Санкт-Петербург 2006


    Чуричков А., Снегирёв В.

    493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

    ISBN 5-9268-0469-8

    Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напря­жения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемле­мой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют ожи­вить тренинг в любой момент.

    Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.

    ББК 88.5

    © А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
    © И. В. Семенов, иллюстрации, 2006
    © Издательство «Речь», 2006
    ISBN 5-9268-0469-8 © П. В. Борозенец, обложка, 2006


    Введение.............................................................................................................................. 7

    1. Здравствуй, уважаемый............................................................................................ 10

    2. Коленвал........................................................................................................................ 12

    3. Перекличка.................................................................................................................... 14

    4. Передай предмет......................................................................................................... 16

    5. Пальчики........................................................................................................................ 18

    6. Делай раз!!! .................................................................................................................. 20

    7. Дальнее плаванье........................................................................................................ 22

    8. Все как один.................................................................................................................. 24

    9. Мостик............................................................................................................................ 26

    10. Построение.................................................................................................................. 28

    II. РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА

    11. Сигнал......................................................................................................................... 32

    12. До десяти..................................................................................................................... 34

    13. Мячики......................................................................................................................... 36

    14. Сделай другу подарок............................................................................................. 38

    15. Поменяйтесь............................................................................................................... 40

    16. Землетрясение............................................................................................................ 42

    17. Тыр-тыр, пулемет..................................................................................................... 44

    18. Угадай мелодию........................................................................................................ 46

    19. Интервью.................................................................................................................... 48

    20. Однажды в автобусе................................................................................................ 50


    21. Имитатор

    22. Гражданская оборона

    23. Четыре стихии

    24. Рыбы, звери, птицы

    25. Змейка

    26. Персей и медуза Горгона

    27. Спящий пират

    28. Скульптор

    29. Амнезия

    30. Типография

    31. Карибский кризис

    32. Охота на тигра

    33. Два лагеря

    34. Однажды в Америке

    36. Суперскрепка

    37. Собери квадрат

    38. Паутина и паук

    39. Кошки-мышки

    40. Стыковка

    41. Свято место

    42. Развернись

    43. Роза? Гвоздика?

    44. Телохранитель

    45. Виртуальная прогулка

    46. Разведчик

    47. На рыбалке

    48. Кенгуру

    49. Самолетик



    50. Нравится - не нравится......................................................................................... 110

    51. Семерочка................................................................................................................ 112

    52. Первые люди............................................................................................................ 114

    53. Гонки паровозиков................................................................................................. 116

    54. Шире круг................................................................................................................. 118

    55. Королевская битва................................................................................................. 120

    56. Шарик........................................................................................................................ 122

    57. Волна......................................................................................................................... 124

    58. Сороконожка........................................................................................................... 126

    59. Красавица и чудовище......................................................................................... 128

    60. Животные.................................................................................................................. 130

    61. Зоопарк...................................................................................................................... 132

    62. Кошка, собака......................................................................................................... 134

    63. Передай движение................................................................................................. 136

    64. Треуголка.................................................................................................................. 138

    65. Охота на лис............................................................................................................ 140

    66. Герои............................................................................................................................ 142

    67. Веселые шарики...................................................................................................... 144

    68. Последний стул....................................................................................................... 146

    69. Невидимый предмет............................................................................................... 148

    70. Лиса и зайцы............................................................................................................ 150

    71. Ловись, рыбка.......................................................................................................... 152

    III. РАЗМИНКИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕНИНГА

    72. КВН............................................................................................................................ 156

    73. Пожар......................................................................................................................... 158

    74. Пожелание себе....................................................................................................... 160

    75. Рукопожатие............................................................................................................ 162


    76. Своим путем.............................................................................................................. 164

    77. Порадуй соседей.................................................................................................... 166

    78. Я тебя люблю........................................................................................................... 168

    79. Ты меня уважаешь?................................................................................................ 170

    81. Отражение................................................................................................................. 174

    82. Аплодисменты, аплодисменты........................................................................... 176

    83. В тылу врага............................................................................................................. 178

    84. Пары........................................................................................................................... 180

    85. Что нас объединяет?.............................................................................................. 182

    86. Уникальная походка.............................................................................................. 184

    87. Ящерицы.................................................................................................................... 186

    88. Дождик....................................................................................................................... 188

    IV. РАЗМИНКИ-ЗАРЯДКИ

    89. Парад.......................................................................................................................... 192

    90. Физзарядка................................................................................................................ 194

    91. Подкова...................................................................................................................... 196

    92. Под дождем.............................................................................................................. 198

    93. Потягушки................................................................................................................. 200

    94. Гимнастика............................................................................................................... 202

    95. Зарядка....................................................................................................................... 204

    Литература..................................................................................................................... 206


    Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров

    Введение

    Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а со­вершенно необходимы.

    Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное пси­хогимнастическое упражнение, каждая функция которого способ­ствует успешному проведению тренинга.

    Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабо­чий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя сво­боднее и, как следствие, способствует более продуктивному усвое­нию учебного материала. Но, самое главное, разминка - это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, ди­намичным и веселым занятием.

    Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, по­могающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодичес­кая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.

    Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-


    лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Быва­ет, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же размин­ки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.

    Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литера­туре и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авто­ров, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей ин­формации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет по­иск необходимого.

    Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсе­нале тренера опытного, с большим стажем работы.

    В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не тре­бующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть кни­гу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет но­вую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с со­бой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергич­ного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.


    I. РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА


    Здравствуй, уважаемый

    - 11-

    Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участ­ников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.


    Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

    Упражнение выполняется по кругу.

    «Давайте поприветствуем друг друга. Приветствие обра­щено к вашему соседу справа. Поздоровайтесь с ним: «Здрав­ствуй, уважаемый (называете имя)!» и сопроводите это ка­ким-нибудь жестом (прыжок, хлопок, поклон).

    Следующий участник также здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, посвященный ему, и добавляет свой. И так по кругу. Новые жесты повторяться не должны».

    Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.


    Коленвал

    - 12-

    Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.


    Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

    «Каждый участник кладет свою правую руку на левое ко­лено соседа справа, а левую руку - на правое колено соседа слева».

    «Волна пошла по часовой стрелке»

    и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же - еще одну, правой рукой против часовой стрелки.


    Перекличка

    - 14-

    Отличное упражнение для тренинга по командообразова­нию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.


    Участники садятся или встают в круг.

    «Ваша задача назвать по возрастанию числа от одного до... (тренер называет число участников). Условия:

    Нельзя называть числа в том порядке, в котором стоите.

    Говорить надо по одному.

    Называть число может любой из вас.

    Если число называют одновременно несколько человек, счет начинается сначала».

    Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.


    Передай предмет


    Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее актив­ных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тре­нера.


    Участники сидят на стульях.

    «Теперь я попрошу подняться лишь столько человек, сколь­ко я покажу пальцев».

    Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

    Также это упражнение можно применять на тре­нингах командообразования.


    6. Делай раз!!!


    Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.


    Для проведения разминки требуется мячик.

    Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.

    «Представьте себе, что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике. Перед отплытием мы должны погру­зить в трюм все необходимое для путешествия. Грузить мож­но все, что угодно, нужные и ненужные предметы и даже ка­кие-либо понятия, например, такие как «мифология» или «ки­бернетика». Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи, начинающиеся на одну букву, например: булка, бом­ба, бегемот. Нужно внимательно следить за погрузкой и не по­вторяться. Тот, у кого мяч, начинает грузить. Он произносит свои три слова на одну букву и произвольно бросает мяч сле­дующему участнику. Кто затрудняется с определениями или грузит то, что уже погрузили до него, выбывает из игры».

    Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.


    Все как один

    -24-

    Разминка направлена на сплочение группы, на развитие вни­мания, интуиции.


    Тренер выполняет роль ведущего.

    «Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду считать до трех. На счет «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке. Я буду повторять счет до тех пор, пока все не станут выкидывать одно число. Договариваться меж­ду собой нельзя. Итак, начали».

    Выполняется разминка до тех пор, пока все учас­тники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.


    Мостик

    Разминка направлена на взаимодействие с партнером, раз­вивает концентрацию внимания.



    Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.


    «Сейчас мы с вами будем строиться. Но это будет не­обычное построение. Вам придется строиться молча. Вообще запрещено издавать любые звуки. Жесты и мимика позволи­тельны без ограничений. Первое задание - построиться по росту».

    Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.

    «Следующее условие - построиться по цвету волос, от светлого к темному (процедура повторяется)».

    СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ

    РЕЧЬ

    Санкт-Петербург 2006

    493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. - СПб.: Речь, 2006. - 208 с.

    Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напря­жения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемле­мой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют ожи­вить тренинг в любой момент.

    Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.

    ББК 88.5

    © А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
    © , иллюстрации, 2006
    © Издательство «Речь», 2006
    ISBN -8 © , обложка, 2006

    Введение.............................................................................................................................. 7

    I . РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА

    1. Здравствуй, уважаемый............................................................................................ 10

    2. Коленвал........................................................................................................................ 12

    3. Перекличка.................................................................................................................... 14

    4. Передай предмет......................................................................................................... 16

    5. Пальчики........................................................................................................................ 18

    6. Делай раз!!! .................................................................................................................. 20

    7. Дальнее плаванье........................................................................................................ 22

    8. Все как один.................................................................................................................. 24

    9. Мостик............................................................................................................................ 26

    10. Построение.................................................................................................................. 28

    II. РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА

    11. Сигнал......................................................................................................................... 32

    12. До десяти..................................................................................................................... 34

    13. Мячики......................................................................................................................... 36

    14. Сделай другу подарок............................................................................................. 38

    15. Поменяйтесь............................................................................................................... 40

    16. Землетрясение............................................................................................................ 42

    17. Тыр-тыр, пулемет..................................................................................................... 44

    18. Угадай мелодию........................................................................................................ 46

    19. Интервью.................................................................................................................... 48

    20. Однажды в автобусе................................................................................................ 50

    21. Имитатор

    22. Гражданская оборона

    23. Четыре стихии

    24. Рыбы, звери, птицы

    25. Змейка

    26. Персей и медуза Горгона

    27. Спящий пират

    28. Скульптор

    29. Амнезия

    30. Типография

    31. Карибский кризис

    32. Охота на тигра

    33. Два лагеря

    34. Однажды в Америке

    36. Суперскрепка

    37. Собери квадрат

    38. Паутина и паук

    39. Кошки-мышки

    40. Стыковка

    41. Свято место

    42. Развернись

    43. Роза? Гвоздика?

    44. Телохранитель

    45. Виртуальная прогулка

    46. Разведчик

    47. На рыбалке

    48. Кенгуру

    49. Самолетик

    50. Нравится - не нравится......................................................................................

    51. Семерочка.............................................................................................................

    52. Первые люди.........................................................................................................

    53. Гонки паровозиков..............................................................................................

    54. Шире круг..............................................................................................................


    55. Королевская битва..............................................................................................

    56. Шарик.....................................................................................................................

    57. Волна......................................................................................................................

    58. Сороконожка........................................................................................................

    59. Красавица и чудовище......................................................................................

    60. Животные...............................................................................................................

    61. Зоопарк...................................................................................................................

    62. Кошка, собака......................................................................................................

    63. Передай движение..............................................................................................

    64. Треуголка...............................................................................................................

    65. Охота на лис.........................................................................................................

    66. Герои.........................................................................................................................

    67. Веселые шарики...................................................................................................

    68. Последний стул....................................................................................................

    69. Невидимый предмет............................................................................................

    70. Лиса и зайцы.........................................................................................................

    71. Ловись, рыбка.......................................................................................................

    III. РАЗМИНКИ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРЕНИНГА

    72. КВН.........................................................................................................................

    73. Пожар......................................................................................................................

    74. Пожелание себе....................................................................................................

    75. Рукопожатие.........................................................................................................

    76. Своим путем...........................................................................................................

    77. Порадуй соседей.................................................................................................

    78. Я тебя люблю........................................................................................................

    79. Ты меня уважаешь?.............................................................................................

    81. Отражение..............................................................................................................

    82. Аплодисменты, аплодисменты........................................................................

    83. В тылу врага..........................................................................................................

    84. Пары........................................................................................................................

    85. Что нас объединяет?...........................................................................................

    86. Уникальная походка...........................................................................................

    87. Ящерицы.................................................................................................................

    88. Дождик....................................................................................................................

    IV. РАЗМИНКИ - ЗАРЯДКИ

    89. Парад.......................................................................................................................

    90. Физзарядка.............................................................................................................

    91. Подкова...................................................................................................................

    92. Под дождем...........................................................................................................

    93. Потягушки..............................................................................................................

    94. Гимнастика............................................................................................................

    95. Зарядка....................................................................................................................

    Литература..................................................................................................................

    Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров

    Введение

    Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а со­вершенно необходимы.

    Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное пси­хогимнастическое упражнение, каждая функция которого способ­ствует успешному проведению тренинга.

    Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабо­чий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя сво­боднее и, как следствие, способствует более продуктивному усвое­нию учебного материала. Но, самое главное, разминка - это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, ди­намичным и веселым занятием.

    Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, по­могающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодичес­кая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.

    Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-

    лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Быва­ет, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же размин­ки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.

    Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литера­туре и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авто­ров, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей ин­формации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет по­иск необходимого.

    Авторы «Копилки для тренера» сами прошли через подобные трудности, поэтому решили подарить своим коллегам копилку раз­минок, готовую к применению, мобильную и легкую.

    Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсе­нале тренера опытного, с большим стажем работы.

    В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не тре­бующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть кни­гу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет но­вую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с со­бой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергич­ного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.

    I . РАЗМИНКИ В НАЧАЛЕ ТРЕНИНГА

    1. Здравствуй, уважаемый


    Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участ­ников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.

    Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

    Упражнение выполняется по кругу.

    «Давайте поприветствуем друг друга . Приветствие обра­щено к вашему соседу справа . Поздоровайтесь с ним : «Здрав­ ствуй , уважаемый (называете имя )! » и сопроводите это ка­ ким - нибудь жестом (прыжок , хлопок , поклон ).

    Следующий участник также здоровается со своим соседом справа , повторяет жест , посвященный ему , и добавляет свой . И так по кругу . Новые жесты повторяться не должны» .

    Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.

    2. Коленвал


    Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.

    Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

    «Каждый участник кладет свою правую руку на левое ко­ лено соседа справа , а левую руку - на правое колено соседа слева» .

    «Волна пошла по часовой стрелке»

    и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же - еще одну, правой рукой против часовой стрелки.

    3. Перекличка


    Отличное упражнение для тренинга по командообразова­нию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.

    Участники садятся или встают в круг.

    «Ваша задача назвать по возрастанию числа от одного до ... (тренер называет число участников ). Условия :

    Нельзя называть числа в том порядке , в котором стоите .


    Говорить надо по одному .

    Называть число может любой из вас .

    Если число называют одновременно несколько человек , счет начинается сначала» .

    Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.

    4. Передай предмет


    Эта веселая разминка помогает участникам реализовать твор­ческие наклонности, поднимает настроение, повышает груп­повую динамику.

    Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу.

    Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.

    «Ваша задача - передать этот предмет своему соседу справа и так по кругу . Причем способы передачи повторяться не должны . Если предмет упадет , начинаем сначала» .

    Самого оригинального можно наградить аплодис­ментами.

    5. Пальчики


    Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее актив­ных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тре­нера.

    Участники сидят на стульях.

    «Теперь я попрошу подняться лишь столько человек , сколь­ ко я покажу пальцев» .

    Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

    Также это упражнение можно применять на тре­нингах командообразования.

    6. Делай раз!!!


    Благодаря этому упражнению можно узнать, насколько чле­ны коллектива понимают друг друга, кто пользуется авторите­том.

    Тренер просит участников стать за свои стулья и дает команду:

    «На команду «Делай раз ! » вы должны поднять свои стулья на высоту один метр от пола . Внимание , ваша задача - опу­ стить стулья одновременно» .

    Как правило, первый из участников, скомандовав­ший: «Делай два» («три-четыре» или «опустили»), яв­ляется лидером-организатором. Если стулья опуска­ются хаотично и неорганизованно, без команды, тре­нер должен снова скомандовать: «Делай раз!»

    7. Дальнее плаванье


    Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.

    Для проведения разминки требуется мячик.

    Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.

    «Представьте себе , что мы собираемся в дальнее плаванье на прекрасном паруснике . Перед отплытием мы должны погру­ зить в трюм все необходимое для путешествия . Грузить мож­ но все , что угодно , нужные и ненужные предметы и даже ка­ кие - либо понятия , например , такие как «мифология» или «ки­бернетика» . Каждый участник за один раз должен погрузить три вещи , начинающиеся на одну букву , например : булка , бом­ ба , бегемот . Нужно внимательно следить за погрузкой и не по­вторяться . Тот , у кого мяч , начинает грузить . Он произносит свои три слова на одну букву и произвольно бросает мяч сле­дующему участнику . Кто затрудняется с определениями или грузит то , что уже погрузили до него , выбывает из игры» .

    Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.

    8. Все как один


    Разминка направлена на сплочение группы, на развитие вни­мания, интуиции.

    Тренер выполняет роль ведущего.

    «Встаньте , пожалуйста , в круг . Я буду считать до трех . На счет «три» каждый должен выкинуть определенное число пальцев на одной руке . Я буду повторять счет до тех пор , пока все не станут выкидывать одно число . Договариваться меж­ ду собой нельзя . Итак , начали» .

    Выполняется разминка до тех пор, пока все учас­тники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.

    9. Мостик

    Разминка направлена на взаимодействие с партнером, раз­вивает концентрацию внимания.



    Для проведения разминки потребуется достаточ­ное количество маркеров.

    Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд У стены. Перед каждой парой на пол кладет мар­кер.

    «Задача каждой пары - взять этот маркер указательны­ми пальцами правых рук за кончики , поднять , пронести до про­ тивоположной стены и обратно , снова положить на прежнее место . Сделать это нужно , не роняя маркер» .

    Можно пустить пары наперегонки или по очере­ди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра.

    10. Построение


    Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.

    «Сейчас мы с вами будем строиться . Но это будет не­ обычное построение . Вам придется строиться молча . Вообще запрещено издавать любые звуки . Жесты и мимика позволи­тельны без ограничений . Первое задание - построиться по росту» .

    Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.

    «Следующее условие - построиться по цвету волос , от светлого к темному (процедура повторяется ) » .

    II . РАЗМИНКИ В СЕРЕДИНЕ ТРЕНИНГА

    11. Сигнал


    Разминка направлена на развитие внимания, чувства рит­ма, дает мотивацию на командный стиль в работе.

    Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль веду­щего. Для начала тренер предлагает группе рассчи­таться по порядку.

    «Итак , сейчас мы все - сотрудники секретной службы . Наша задача - передать сигнал по рации от одного к другому так , чтобы цепочка не прервалась и сигнал не потерялся . Для передачи начинаем хлопать себя по коленям (тренер задает ритм, сначала медленный). На первый хлопок называем свой номер , на второй - номер того , кому передаем сигнал , напри­мер : «Первый - пятому» . Пятый подхватывает эстафету : «Пятый - одиннадцатому» и так далее . Служба теряет того из сотрудников , кто замешкался или ошибся . Этот участник выходит из круга . Номера , выбывшие или несуществующие , на­ зывать нельзя» .

    Тренер задает темп разминки, постепенно уско­ряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока уча­стники не станут передавать «сигнал» без ошибок.

    12. До десяти


    Разминка направлена на развитие скорости реак­ции и концентрации внимания.

    «Станьте , пожалуйста , все в круг . Я буду ведущим» .

    Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он ос­танавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.

    «Тот , на кого я указываю , должен показать на пальцах на­званное мной число . Те , кто стоит справа , показывают по оче­реди , также на пальцах , остальные числа до десяти по возра­стающей . Тот , кто ошибется или замешкается , становится ведущим» .

    Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя уча­стников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.

    13. Мячики


    Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и вни­мание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тре­нингов.

    Для проведения требуются 3-5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).

    «Наша задача - перебрасывать друг другу мячики таким образом , чтобы ни один мячик не упал на пол . Готовы ? Начали» .

    Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.

    «Каждый из вас должен запомнить двух человек : того , от кого он получает мяч , и того , кому бросает . Давайте подума­ем : как сделать , чтобы участвовали все ? »

    «Теперь поменяйтесь местами в произвольном порядке . Но бросать мячи вы должны тем же людям , что и в прошлый раз» .

    Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже за­помнили, кому они перебрасывают и от кого полу­чают мячики.

    14. Сделай другу подарок


    Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.

    «Посмотрите на своего соседа справа и подумайте , что вы ему подарите . Дарить можно что угодно : от телевизора до огромного счастья . Когда придумаете , не произносите вслух» .

    Убедитесь, что все участники определились с по­дарками.

    «А теперь подарите свои подарки тем , кому они предна­ значены , но это надо сделать без слов , молча . Если ваш оппо­ нент догадался , что вы ему дарите , значит , он принимает ваш подарок и сопровождает это эмоциональным возгласом : «Ва - у» ! »

    Тренер должен сам задать «формат» ответной ре­акции: либо это эмоциональный возглас, либо ка­кое-то физическое движение.

    15. Поменяйтесь


    Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.

    Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) уби­рает свой стул.

    «Поменяйтесь местами те , у кого .... »

    Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.

    «Те из вас , у кого есть этот предмет , должны поменяться местами . Ведущий должен успеть сесть на свободный стул , а кому стул не достался , становится ведущим . Если у вас есть указанный предмет , вы обязаны пересесть на другое место . Новый ведущий повторяет : «Поменяйтесь местами те , у кого ... »

    Похожие статьи